Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
и судей Дьякова А.Н., Усовой Е.И.
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Седельниковского МР Омской области на решение Седельниковского районного суда Омской области от 30 июля 2014 года о признании незаконным ее бездействия в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Рагозинского сельского поселения, возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, имеющихся на свалке, расположенной на южной окраине с.Рагозино Седельниковского района Омской области, в 1 200 метрах от " ... " сторону поля, в срок до 01 марта 2015 года.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Седельниковского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Рагозинского сельского поселения Седельниковского МР, администрации Седельниковского МР Омской области о признании незаконным бездействия по ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов на территории Рагозинского сельского поселения и возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование указывалось, что в ходе проведенной проверки прокуратурой установлен факт организации свалки непосредственно на почве на земельном участке, расположенном на южной окраине с.Рагозино Седельниковского района Омской области, в 1 200 метрах от " ... " сторону поля, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации. Соглашение между органами местного самоуправления муниципального района и сельского поселения о передаче полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отсутствует. Муниципальных предприятий в целях осуществления указанной деятельности на территории сельского поселения не имеется. С учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие администрации Рагозинского СП по ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов и обязать администрацию поселения осуществить расстановку урн на территории сельского поселения (с. Рагозино, д. Алексеевка, д. Неждановка, д.Петропавловка) в местах общего пользования и местах остановки общественного транспорта; признать незаконным бездействие администрации Седельниковского МР по ненадлежащей организации утилизации и переработки отходов на территории Рагозинского сельского поселения, обязать администрацию МР организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, имеющихся на указанной свалке в срок до 01.03.2015.
Определением суда от 30.07.2014 производство по делу в части требований к администрации Рагозинского СП прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
В судебном заседании прокурор исковые требования, предъявленные к администрации Седельниковского МР Омской области, поддержал.
Представитель ответчика Репина Л.Н. иска не признала ввиду отсутствия в бюджете денежных средств для строительства полигона.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель администрации Седельниковского МР Омской области, ссылаясь на отсутствие в бюджете района денежных средств необходимых для исполнения решения суда. Финансовые возможности органов местного самоуправления несоразмерны возложенным на них полномочиям. Спорная свалка находится на землях сельскохозяйственного назначения и для проведения работ по строительству полигона необходимо надлежащим образом оформить земельный участок. Кроме того границы земельного участка, на котором администрация обязана организовать утилизацию и переработку отходов, судом не устанавливались. Представленное письмо Управления Росприроднадзора по Омской области считают ненадлежащим доказательством.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Седельниковского района Омской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.81-85), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Маркович О.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьями 41,42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст.4,22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подп.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, их утилизация и переработка относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с п.2.2 Положения о порядке организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Седельниковского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 28.04.2010 N 13, (далее - Положение) организация утилизации и переработки отходов отнесена к полномочиям администрации Седельниковского муниципального района Омской области.
Пунктами 3.1 и 3.5 Положения установлено, что территория муниципального образования подлежит регулярной очистке и дальнейшей утилизации отходов в соответствии с нормами действующего законодательства. Размещение отходов на несанкционированных свалках запрещено.
Финансовое обеспечение утилизации и переработки отходов к расходным обязательствам района, осуществляемым за счет средств бюджета Седельниковского муниципального района, в том числе путем реализации районных целевых программ (раздел 4 Положения).
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, при проведении проверки прокуратурой Седельниковского района Омской области выявлены нарушения требования санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем на земельном участке, расположенном на южной окраине с. Рагозино Седельниковского района, в 1200 метрах от " ... " сторону поля, образовалась несанкционированная свалка.
Разрешая заявленные прокурором требования, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив, что работы в сфере организации утилизации и переработки отходов на территории Седельниковского муниципального района не проводятся, договоры со специализированной организацией по утилизации и переработке отходов не заключены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неисполнении администрацией Седельниковского муниципального района возложенных на нее полномочий в сфере организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в части обращения с отходами.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на собранных по делу доказательствах и соответствующими фактическим обстоятельствам дела при правильном применении положения правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылки в апелляционной жалобе на недоказанность нарушения ответчиком законодательства в области обращения с отходами состоятельными не являются.
Согласно письму Управления Росприроднадзора по Омской области от 30.08.2013, направленному в адрес прокурора Седельниковского района, управлением проведена проверка законности размещения свалок на территории Седельниковского муниципального района в целях реализации Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов РФ. Установлено, что в каждом сельском поселении имеется территория, занимаемая свалкой, без обозначения (ограничения) ее сторон. В связи с отсутствием ограждений, свалки не имеют тела и размещены точечно на больших площадях. Кроме того, свалки размещены на почве, без снятия и перемещения плодородного слоя. В результате происходит его деградация, порча и уничтожение.
Из ответа администрации Седельниковского муниципального района на запрос прокурора следует, что переработка и утилизация отходов на территории муниципального района не осуществляется. Договоры со специализированной организацией по утилизации и переработке отходов не заключены.
При изложенном, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о доказанности факта бездействия администрации муниципального образования при осуществлении полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Указание подателя жалобы на недопустимость копии названного письма Управления Росприроднадзора по Омской области как доказательства, так как она надлежаще не заверена, подлежит отклонению, поскольку в материалах дела имеется копия письма, заверенная печатью прокуратуры Седельниковского района Омской области, удостоверенная подписью должностного лица.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств, необходимых для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, поэтому исполнение судебного акта невозможно, являются несостоятельными и отмену постановленного решения не влекут, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду. При этом администрация муниципального района должна осуществлять свои полномочия таким образом, чтобы требования законодательства, направленного на сохранение жизни, здоровья и имущества населения, реально и своевременно исполнялись.
Указание в жалобе на расположение свалки на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих сельскому поселению, при этом границы земельного участка не определены, не может быть служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку таковое не препятствует администрации Седельниковского муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, имеющихся на свалке, при их совместном с администрацией Рагозинского сельского поселения участии в процедуре перевода земель из одного вида землепользования в другой.
Постановленное решение по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Седельниковского районного суда Омской области от 30 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.