Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
и судей Дьякова А.Н., Усовой Е.И.
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Седельниковского МР Омской области на решение Седельниковского районного суда Омской области от 30 июля 2014 года о признании незаконным ее бездействия в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Новоуйского сельского поселения Седельниковского муниципального района, возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, имеющихся на свалке, расположенной в 1 км. от северо-западной окраины с.Новоуйка Седельниковского района, в срок до 01 июня 2015 года.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Седельниковского района Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Новоуйского сельского поселения Седельниковского МР Омской области, администрации Седельниковского МР Омской области о признании незаконным бездействия по ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов на территории Новоуйского сельского поселения и возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование указывалось, что в ходе проведенной проверки прокуратурой установлен факт организации свалки непосредственно на почве на земельном участке, расположенном в 1 км. от северо-западной окраины с. Новоуйка Седельниковского района Омской области, что не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации. Соглашение между органами местного самоуправления муниципального района и сельского поселения о передаче полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отсутствует. Муниципальных предприятий в целях осуществления указанной деятельности на территории сельского поселения не имеется. С учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие администрации Новоуйского СП Седельниковского МР Омской области по ненадлежащей организации сбора и вывоза отходов и обязать администрацию поселения осуществить расстановку урн на территории сельского поселения (с.Новоуйка, д.Короленка, д.Лилейка, д.Эстонка) в местах общего пользования и местах остановки общественного транспорта; признать незаконным бездействие администрации Седельниковского МР Омской области по ненадлежащей организации утилизации и переработки отходов на территории Новоуйского сельского поселения, обязать администрацию муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, имеющихся на указанной свалке в срок до 01.06.2015.
Определением суда от 30.07.2014 производство по делу в части требований заявленных к администрации Новоуйского СП Седельниковского МР Омской области прекращено в связи с отказом прокурора от иска.
В судебном заседании прокурор исковые требования, предъявленные к администрации Седельниковского МР Омской области, поддержал.
Представитель администрации Седельниковского МР Омской области Репина Л.Н. иска не признала, ссылаясь на отсутствие средств для строительства полигона.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ответчика, ссылаясь на отсутствие в бюджете района средств необходимых для исполнения решения суда; что финансовые возможности органов местного самоуправления несоразмерны возложенным на них полномочиям; что спорная свалка находится на землях сельскохозяйственного назначения и для проведения работ по строительству полигона необходимо надлежащим образом оформить земельный участок; что границы земельного участка, на котором администрация обязана организовать утилизацию и переработку отходов, судом не устанавливались; что представленное в дело письмо Управления Росприроднадзора по Омской области считают ненадлежащим доказательством.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Седельниковского района Омской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 80-84), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Омской области Маркович О.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст.4,22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подп. 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, их утилизация и переработка относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с п.2.2 Положения о порядке организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Седельниковского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 28.04.2010 N 13, (далее - Положение) организация утилизации и переработки отходов отнесена к полномочиям администрации Седельниковского муниципального района Омской области.
Пунктами 3.1 и 3.5 Положения установлено, что территория муниципального образования подлежит регулярной очистке и дальнейшей утилизации отходов в соответствии с нормами действующего законодательства. Размещение отходов на несанкционированных свалках запрещено.
Финансовое обеспечение утилизации и переработки отходов к расходным обязательствам района, осуществляемым за счет средств бюджета Седельниковского муниципального района, в том числе путем реализации районных целевых программ (раздел 4 Положения).
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, при проведении проверки прокуратурой Седельниковского района Омской области выявлены нарушения требования санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем на земельном участке, расположенном в 1 км. от северо-западной окраины с. Новоуйка Седельниковского района Омской области, образовалась несанкционированная свалка.
Разрешая заявленные прокурором требования, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив, что работы в сфере организации утилизации и переработки отходов на территории Седельниковского муниципального района не проводятся, договоры со специализированной организацией по утилизации и переработке отходов не заключены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неисполнении администрацией Седельниковского муниципального района Омской области возложенных на нее полномочий в сфере организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также требования экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства в части обращения с отходами.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции правильными, основанными на собранных по делу доказательствах и соответствующими фактическим обстоятельствам дела при правильном применении положения правовых норм регулирующих спорные правоотношения.
Ссылки в апелляционной жалобе на недоказанность нарушения ответчиком законодательства в области обращения с отходами состоятельными не являются.
Согласно письму Управления Росприроднадзора по Омской области от 30.08.2013, направленному в адрес прокурора Седельниковского района, управлением проведена проверка законности размещения свалок на территории Седельниковского муниципального района в целях реализации Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов РФ. Установлено, что в каждом сельском поселении имеется территория, занимаемая свалкой, без обозначения (ограничения) ее сторон. В связи с отсутствием ограждений, свалки не имеют тела и размещены точечно на больших площадях. Свалки размещены на почве, без снятия и перемещения плодородного слоя. В результате происходит его деградация, порча и уничтожение.
Из ответа администрации Седельниковского муниципального района на запрос прокурора следует, что переработка и утилизация отходов на территории муниципального района не осуществляется. Договоры со специализированной организацией по утилизации и переработке отходов не заключены.
В приведенной связи судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности факта бездействия администрации муниципального образования при осуществлении полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Указание подателя жалобы на недопустимость копии названного письма Управления Росприроднадзора по Омской области как доказательства, так как она не заверена, подлежит отклонению как не соответствующее действительности, поскольку в материалах дела имеется копия письма, заверенная печатью прокуратуры Седельниковского района Омской области, удостоверенная подписью.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии денежных средств необходимых для организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в связи с чем исполнение судебного акта невозможно, являются несостоятельными и отмену постановленного решения не влекут, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду. При этом администрация муниципального района должна осуществлять свои полномочия таким образом, чтобы требования законодательства, направленного на сохранение жизни, здоровья и имущества населения, реально и своевременно исполнялись.
Указание в жалобе на расположение свалки на землях сельскохозяйственного назначения, принадлежащих сельскому поселению, где границы земельного участка не определены, не может быть служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку данное обстоятельство не препятствует администрации Седельниковского муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, имеющихся на свалке, при их совместном с администрацией Новоуйского сельского поселения участии в процедуре перевода земель из одного вида землепользования в другой.
Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Седельниковского районного суда Омской области от 30 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.