Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре: Путиловой М.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе Гордиенко С.С. и Гордиенко А.А. на решение Одесского районного суда Омской области от 14 августа 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Гордиенко С. С. , Гордиенко А. А. к " ... " сельскому поселению Одесского муниципального района Омской области в лице главы поселения " ... " о признании деятельности по непринятию мер о придании статуса населённого пункта бывшему населённому пункту, незаконной, взыскании компенсации морального вреда, решении вопроса о придании административного статуса населённого пункта бывшему населённому пункту отказать в полном объёме".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Гордиенко А.А., пояснения главы " ... " сельского поселения Одесского муниципального района " ... " и представителя Администрации Одесского муниципального района Омской области Бабиной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гордиенко С.С., Гордиенко А.А. обратились в суд с иском к " ... " сельскому поселению Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер о придании статуса населённого пункта бывшему населённому пункту, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что 31.03.2014 проведены публичные слушанья по проекту генерального плана " ... " сельского поселения, решение по которым они считают недействительным, нарушающим их права и свободы, поскольку слушания были проведены с грубыми нарушениями.
Так, они не были приглашены как главные лица обсуждения; ни одного выступления не было по существу, слушанья превратились в обсуждение сплетен, в связи с чем им были причинены моральные и нравственные страдания; в протоколе нет ни одной фамилии выступающих, что является серьёзным нарушением.
На данных слушаньях ставился неоднократно рассматриваемый вопрос об уже свершившемся факте. Они построили дома, хозяйственные постройки, практически безвыездно живут 25 лет в бывшем населенном пункте " ... " и занимаются там сельхозпроизводством. Им не нужно разрешение на строительство. Населённый пункт живёт и работает 25 лет, им нужно присвоить какой-то статус данному населенному пункту.
Просили признать главу " ... " сельского поселения " ... " виновной в полной бездеятельности, геноциде их семьи. Она, используя своё служебное положение в течение избранного срока постоянно обливая их грязью, собрав судилище.
Просили взыскать с " ... " компенсацию морального вреда в размере " ... " рублей, обязать ее принести через газету " " ... " " публичные извинения за унижение чести и достоинства их семьи; решить вопрос о придании административного статуса бывшему населённому пункту " ... " .
Гордиенко С.С. и Гордиенко А.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования. Пояснили, что КФХ " " ... " ." расположено в бывшем населённом пункте " ... " . В течение 25 лет они занимаются производством животноводческой продукции. Из-за того, что у бывшего населённого пункта " ... " нет статуса населенного пункта, они не могут узаконить постройки объектов животноводства и жилой дом, пригласить на работу работников и зарегистрировать их по месту жительства. За годы существования КФХ они претерпели много различных моральных страданий, поскольку асфальтированной дороги к КФХ нет, и в период распутицы они не могут доставить животноводческую продукцию (молоко) на приёмный пункт в районный центр, в случае заболеваний не может к ним доехать скорая медицинская помощь, почтовая корреспонденция им не доставляется. На сходе граждан 31.03.2014 в адрес их семьи было высказано много нелицеприятных слов и выражений в выступлениях граждан, которые унижают честь и достоинство их семьи, однако глава сельского поселения " ... " не пресекала такие высказывания. В настоящее время они зарегистрированы с двумя сыновьями и внуком на фундаменте по адресу: " ... " , поскольку этот дом разобран из-за его ветхого состояния.
В судебном заседании глава " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области " ... " заявленные требования не признала. Пояснила, что порядок проведения публичных слушаний был соблюден. Одной из причин нецелесообразности создания населённого пункта " ... " является то, что годовой бюджет сельского поселения составляет около " ... " миллионов рублей, а бывший населённый пункт находится на удалении нескольких километров от " ... " , и для содержания дороги и другие нужды потребуются дополнительные денежные средства. Разрешение на строительство жилья в бывшем населённом пункте " ... " КФХ " " ... " " не выдавалось. За копией протокола публичных слушаний по проекту генерального плана " ... " сельского поселения от 31.03.2014 Гордиенко А.А. в Администрацию " ... " сельского поселения не обращалась. В Администрацию Одесского муниципального района по электронной почте был направлен протокол публичных слушаний без указания в нём фамилий выступающих, поскольку после схода граждан 13.12.2012 Гордиенко А.А. разбиралась со всеми выступающими на сходе, которые высказывали претензии в отношении семьи Гордиенко.
Представители Администрации Одесского муниципального района Омской области Бабина Н.А. и Москаленко Г.В. в судебном заседании оставили рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда. Пояснили, что проект закона о создании населённого пункта на территории бывшего села " ... " в Законодательное собрание Омской области не вносился. На сегодняшний день заключения Губернатора Омской области о целесообразности создания населённого пункта на месте КФХ " " ... " " не имеется. Кроме того, решением Одесского районного суда Омской области от 17.07.2009 было отказано в удовлетворении заявления Гордиенко С.С. о признании бездействия Администрации Одесского муниципального района Омской области, возложении обязанности подготовить и направить в Законодательное Собрание Омской области проект закона о создании населённого пункта на территории бывшего села " ... " .
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Гордиенко С.С., Гордиенко А.А. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования, ссылаясь на то, что судом необоснованно принято во внимание решение Одесского районного суда Омской области от 17.07.2009, поскольку оно не может в данном случае иметь преюдициального значения. В нарушение ст.25 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" администрация сельского поселения не предприняла соответствующих мер по организации и проведению схода жителей " ... " в соответствии с требованиями закона. В связи с тем, процедура проведения и голосования на публичных слушаньях была нарушена, решение принятое на нем, является незаконным.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Одесского муниципального района Омской области " ... " и глава " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области " ... " просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Как указано в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относятся неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии с пп. 4, 5 ст. 6 Закона Омской области от 15.10.2003 N 467-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения", Губернатор Омской области утверждает проекты черты городских и сельских поселений, других муниципальных образований Омской области по согласованию с органами местного самоуправления Омской области сопредельных территорий; осуществляет иные полномочия в сфере административно-территориального устройства Омской области и порядка его изменения в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Предложения по вопросам административно-территориального устройства в органы государственной власти вносят, на основании п.1 ст.8 указанного Закона Омской области, органы местного самоуправления.
Согласно ст.19 Закона Омской области от 15.10.2003 N 467-ОЗ, решение о включении вновь возникших сельских населенных пунктов принимается по представлению соответствующих органов местного самоуправления Омской области
Согласно п.1 ст.23 указанного Закона Омской области, к проекту закона Омской области об отнесении населенного пункта к категории городов, рабочих и дачных поселков, создании, реорганизации или упразднении населенного пункта должно быть приложено, в том числе, заключение Губернатора Омской области о целесообразности отнесения пункта к указанным категориям.
Из материалов дела следует, что решением Одесского районного Совета народных депутатов от " ... " 1981 N N " ... " решено просить исполком Омского областного Совета народных депутатов списать с учётных данных населённые пункты, в том числе, село " ... " , в связи с полным выездом жителей в другие населённые пункты района и ликвидации производственных единиц колхозов (л.д " ... " ).
Решением исполкома Омского областного Совета народных депутатов от " ... " 1981 N N " ... " "Об исключении из учетных данных административно-территориального деления Омской области населенных пунктов " ... " " был исключен из учетных данных административного деления Омской области населенный пункт " ... " в связи с отсутствием в нем жителей (л.д. " ... " ).
Решением президиума Одесского районного Совета народных депутатов N N " ... " от " ... " 1991 гражданам Гордиенко С.С., Гордиенко А.А., Гордиенко М.И. из земель запаса предоставлено в собственность " ... " га сельскохозяйственных угодий, бесплатно, расположенных на территории бывшего села " ... " для организации крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого и животноводческого направления (л.д. " ... " ).
Согласно решению малого Совета Одесского районного Совета народных депутатов N " ... " от " ... " 1991, постановлено зарегистрировать крестьянское хозяйство гражданина Гордиенко С.С. как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. Хозяйство расположено на территории бывшего села " ... " . Основное направление - растениеводческое и животноводческое (л.д. " ... " ).
Устав крестьянского (фермерского) хозяйства - крестьянское хозяйство " " ... " " зарегистрирован администрацией Одесского района " ... " 1993 (л.д. " ... " ).
Семья Гордиенко зарегистрирована по месту жительства по адресу: " ... " . В данном доме они не проживают (дом в разрушенном состоянии). Фактически Гордиенко построили дом и в нем проживают по месту расположения КФХ на территории бывшего села " ... " .
21.05.2007 Гордиенко С.С. обратился с заявлением в Администрацию " ... " сельского округа Одесского муниципального района Омской области, в котором просил внести в Законодательное Собрание Омской области предложение о придании статуса населённого пункта бывшему селу " ... " .
24.10.2007 Советом депутатов " ... " сельского поселения Одесского муниципального района принято решение о нецелесообразности создания населенного пункта на месте расположения КФХ " " ... " " (л.д. " ... " ).
В то же время, глава " ... " сельского поселения " ... " обратилась к главе Одесского муниципального района с ходатайством о рассмотрении заявления Гордиенко С.С. о присвоении хутора бывшему населенному пункту село " ... " (л.д. " ... " ).
Решением Совета депутатов Одесского муниципального района Омской области от 26.10.2007 N N " ... " обращение главы КФХ " " ... " " принято к сведению, постановлено просить Правительство Омской области принять решение по существу заявления Гордиенко С.С.
04.12.2007 Губернатором Омской области " ... " выдано заключение о нецелесообразности создания населенного пункта на месте расположения КФХ " " ... " " со ссылкой на то обстоятельство, что в месте расположения КФХ отсутствуют промышленные, транспортные, строительные, социально-культурные организации, организации торговли и быта, и на территории КФХ проживает " ... " человека.
16.04.2008 глава Одесского муниципального района уведомил Гордиенко С.С. о том, что Советом депутатов Одесского муниципального района в законодательное Собрание Омской области был направлен пакет документов по вопросу создания населенного пункта на месте бывшего с. " ... " , по результатам рассмотрения которого Правительством Омской области принято решение о нецелесообразности создания населенного пункта.
Решением Одесского районного суда Омской области от 17.07.2009, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26.08.2009, Гордиенко С.С. было отказано в удовлетворении заявления о признании бездействия администрации Одесского муниципального района Омской области и об обязании администрации Одесского муниципального района подготовить и направить в Законодательное собрание Омской области проект закона о создании населенного пункта на территории бывшего села " ... " (л.д. " ... " ).
В декабре 2012 года Гордиенко С.С. вновь обратился с заявлением в Администрацию " ... " сельского поселения о создании населённого пункта " ... " на территории " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (место расположения КФХ " " ... " .").
13.12.2012 состоялся сход граждан с. " ... " . Согласно протоколу общего собрания (схода) граждан села Ганновка от 13.12.2012, на собрании (сходе) присутствовали " ... " человека, в том числе, члены межведомственной рабочей группы правительства Омской области, глава Одесского муниципального района, представители Администрации Одесского муниципального района, Гордиенко А.А. По результатам указанного схода было принято решение о нецелесообразности создания населённого пункта " ... " на территории " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области (место расположения КФХ " " ... " "). Данное решение принято большинством голосов - " ... " человек ( " ... " -за, " ... " - воздержалось) (л.д. " ... " ).
Согласно п. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.
В соответствии со ст.28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (п.1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п.2).
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Аналогичные полномочия закреплены п.п.20 п.1 ст.3 Устава " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области принятого Советом депутатов " ... " сельского поселения решение N " ... " от " ... " .2005.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
В силу ч. 4 ст. 28 указанного Федерального закона порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В силу ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Решением Совета " ... " сельского поселения Одесского муниципального образования от " ... " 2005 N " ... " утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории " ... " сельского поселения, из пункта 3 которого следует, что публичные слушания проводятся в целях: обеспечения реализации прав жителей муниципального образования на непосредственное участие в местном самоуправлении; учет мнения жителей муниципального образования при принятии наиболее важных решений органов в местном самоуправлении; осуществление непосредственной связи органов местного самоуправления с населением сельского поселения; формирование общественного мнения по обсужденным проблемам (л.д. " ... " ).
На слушания согласно пп.3 п. 6 указанного порядка должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно- разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, публичные слушания проводятся, в том числе, в целях участия населения в обсуждении вопросов территориального планирования муниципального образования, и по другим вопросам, местного значения, определенных уставом муниципального образования, посредством непосредственного участия населения для выражения своего мнения по вопросу, вынесенному на публичные слушания.
В силу п.13 Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории " ... " сельского поселения, организатор слушаний обеспечивает публикацию в средствах массовой информации, информирование населения в других формах о времени, месте проведения слушаний и вопросах, выносимых на обсуждение не позднее, чем за неделю до проведения слушаний.
Замечания и предложения, внесенные участником слушаний, фиксируются в протоколе слушаний. По результатам слушаний может приниматься итоговый документ - рекомендации слушаний, подлежащий обязательному учету при принятии решений по вопросам, предусмотренным в пункте 6 настоящего Порядка (п. 18 Порядка организации и проведения публичных слушаний на территории " ... " сельского поселения).
07.02.2014 Гордиенко С.С. обратился к Главе " ... " сельского поселения с заявлением о выделении ему " ... " га земли для постройки жилья, указав что они планируют строительство " ... " жилых домов, а также проведение модернизации фермы по новейшей технологии до " ... " голов дойного стада (л.д. " ... " ).
Решением " ... " сессии Совета депутатов " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области второго созыва N " ... " от 27.02.2014 были назначены публичные слушания по проекту генерального плана " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на 31.03.2014 (л.д. " ... " ).
Сообщение о проведении публичных слушаний было официально опубликовано в газете " " ... " " N N " ... " от 28.02.2014 и размещено на сайте Одесского муниципального района - " ... " сельское поселение. В данном сообщении было указано, что 31.03.2014 в " ... " . в здании " ... " ДК по адресу: " ... " , состоятся публичные слушания по вопросу - "Генеральный план " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области". Приглашались все желающие принять участие в публичных слушаниях, проживающие на территории " ... " сельского поселения (л.д. " ... " ).
Таким образом, любой гражданин мог ознакомиться с указанными материалами и подать свои предложения и замечания. Извещение индивидуально каждого жителя сельского поселения законодательством не предусмотрено.
Заявители в судебном заседании в районном суде факт того, что им заранее было известно о дне проведения публичных слушаний, не отрицали, сославшись лишь на то, что они посчитали, что к рассматриваемому на данных слушаниях вопросу они не имеют отношения, из Администрации " ... " сельского поселения их никто на слушания не приглашал.
Согласно письму ООО Научно-производственный центр " " ... " ", разработавшего Генеральный план " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, от 25.03.2014 для подготовки к проведению публичных слушаний по материалам генерального плана и решения вопроса о присвоении КФХ " " ... " " статуса населённого пункта в соответствии с нормативными документами сообщают что: на земельных участках для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства законом предусмотрена возможность строительства только зданий, строений и сооружений которые необходимы непосредственно для деятельности КФХ. Строительство жилого дома не разрешается. Обязательными условиями для включения земельного участка сельскохозяйственного назначения в земли населённого пункта являются: земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (категорией) и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий; земельный участок должен примыкать к границам населённого пункта; возможность обеспечения включаемого участка инженерной и транспортной социальной инфраструктурой (при застройке ИЖС застройщику необходимо не только создавать инженерные сети, но и обеспечивать жилой массив социальной инфраструктурой - ДДУ, школы, поликлиники); наличие или необходимость разработки документации по планировке территории на включаемый в черту поселения земельный участок; земельный участок не может быть расположен в санитарно-защитных зонах скотомогильников, производственных предприятий и организаций, в охранных зонах линий электропередач, газопроводов, магистральных сетей водоснабжения и водоотведения в водоохранных зонах рек и озер, необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам; генеральным планом поселения данный земельный участок должен быть предусмотрен под перспективное жилищное строительство (л.д. " ... " )
31.03.2014 были проведены публичные слушания по проекту генерального плана " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области разработанного специалистами ООО НПЦ " " ... " ".
По результатам публичных слушаний был составлен протокол N " ... " от 31.03.2014, в соответствии с которым в публичных слушаниях принимали участие: председатель - глава " ... " сельского поселения " ... " , секретарь - специалист 1 категории администрации " ... " сельского поселения, также принимали участие специалисты колхоза " " ... " ", депутаты " ... " сельского поселения, глава Одесского муниципального района, главный государственный инспектор Одесского района по пожарному надзору, жители " ... " . Всего присутствовало " ... " человека. В протоколе отражён порядок проведения публичных слушаний, указаны фамилии, имена, отчества выступавших лиц, принятое решение, а именно: "за" решение не выделять земельный участок под перспективное жилищное строительство в бывшем населённом пункте " ... " и не включать в границы населённого пункта " ... " КФХ " " ... " ", оставить земли КФХ " " ... " " в составе земель сельскохозяйственного производства проголосовали " ... " человек, "против" - " ... " человек, воздержавшихся - " ... " человека. Из текста протокола усматривается, что до проведения публичных слушаний заявлений от граждан для включения в протокол не поступало (л.д. " ... " ).
26.06.2014 заместителем председателя Правительства Омской области дано заключение на проект генерального плана " ... " сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, согласно которому по результатам рассмотрения проекта генерального плана " ... " сельского поселения уполномоченным и отраслевыми органами исполнительной власти Омской области в сферах градостроительной деятельности, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, культуры, управления имуществом Омской области, Правительство Омской области согласовало Проект (л.д. " ... " ).
На основании изложенных обстоятельств, с учетом указанных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что глава " ... " сельского поселения не бездействовала в решении вопроса о целесообразности создания населенного пункта в бывшем населенном пункте " ... " . Принятые ею действия по рассмотрению заявлений Гордиенко С.С. не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы жалобы Гордиенко С.С. и А.А. о нарушении процедуры проведения и голосования на публичных слушаниях со ссылкой на ст. 25 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном понимании норм права.
Так, ст. 25 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирует порядок проведения схода граждан, в то время как в данном случае проводились публичные слушания.
Применительно к публичным слушаниям законодателем не установлен минимальный порог участия в них жителей поселения, при несоблюдении которого публичные слушания могли бы быть признаны несостоявшимися.
В соответствии с п.1 ст.152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
Вышеуказанная статья ГК РФ предоставляет гражданину, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, право наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Отказывая в удовлетворении требований Гордиекно С.С. и А.А. о взыскании компенсации морального вреда с главы " ... " сельского поселения " ... " , суд обоснованно исходил из того, заявителями не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих факт распространения " ... " сведений унижающих честь и достоинство их семьи, объективно свидетельствующих о нарушении ею их нематериальных прав.
Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Гордиенко С.С. и Гордиенко А.А. требований.
Доводы апелляционной жалобы Гордиенко С.С. и А.А. не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Одесского районного суда Омской области 14 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гордиенко С.С. и Гордиенко А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.