Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г. ,
судей областного суда Усовой Е.И. , Дьякова А.Н. ,
при секретаре Кучуковой Д. А. ,
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2014 года
дело по апелляционной жалобе Томчука А.А. на решение Центрального районного суда города Омска от 29 ноября 2013 года, которым постановлено: " Томчуку А. А. в удовлетворении требований к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о восстановлении срока для постановки на учет, предоставлении жилого помещения - отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Томчук А.А. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, указав, что его родители умерли. Полагает, что несмотря на достижение им 27 летнего возраста за ним сохраняется право на обеспечение жилым помещением, поскольку своевременно встать в очередь на получение жилья он не смог, так как в период с " ... " по " ... " проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Сил РФ и ранее о своем праве на получение жилья, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не знал.
Просил суд восстановить срок на подачу заявления для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения; предоставить жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец Томчук А.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. иск не признала, пояснила, что в соответствии с действующим законодательством, граждане должны быть обеспечены жилым помещением при условии постановки на учет в качестве нуждающихся до достижения ими 23 летнего возраста.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. иск не признала.
Извещенный надлежащим образом представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области участие в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Томчук А.А. просит решение суда отменить. Отмечает, что с момента установления опекунства, назначения опекуна и до его совершеннолетия органы исполнительной власти надзор за деятельностью попечителя не осуществляли, как и не осуществляли проверку условий жизни подопечного.
Полагает, что орган исполнительной власти обязан был уведомить его попечителя об имеющихся у подопечного правах, в частности права на обеспечение жилым помещением, по категории дети - сироты.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01 января 2013 г. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как следует из материалов дела, отцом Томчука А.А. , " ... " рождения, является Томчук А.В. , матерью - Томчук Г.Ф. (л.д. 6).
Родители Томчука А.А. умерли, Томчук А.В. - " ... " , Томчук Г.Ф. - " ... " (л.д. 9 - 10).
" ... " постановлением Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области от "Об установлении попечительства над несовершеннолетними Томчук В.А. , Томчук А.А " попечителем истца назначен Томчук Г.А. (л.д. 11).
Согласно справке Администрации Октябрьского сельсовета Горьковского МР Омской области от " ... " Томчук А.А. , до 18-и летнего возраста был зарегистрирован по адресу: Омская область, " ... " .
В настоящее время он зарегистрирован по месту жительства: Омская область, " ... " (л.д. 35, 36). Правообладателем указанных жилых помещений истец не является (л.д. 13, 49-52, 58-61).
Из представленных материалов усматривается, что в обоснование пропуска срока, истец ссылался на то, что в период с " ... " по " ... " он проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ, а также, что о своем праве на обеспечение жилым помещением ему стало известно в мае 2013 г.
Судом установлено, что общее (полное) образование получено истцом в " ... " г. (л.д. 70), на тот момент истцу уже исполнилось 17 лет.
Кроме того, " ... " истцом получен диплом об окончании "Омского летно-технического колледжа гражданской авиации" (л.д. 68-69), на момент окончания данного учебного учреждения ему исполнилось 20 лет.
Разрешая возникший спор, суд обоснованно учел, что хотя в период с " ... " по " ... " истец проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ, что подтверждается копией военного билета и ответом Военного комиссариата Омской области от " ... " (л.д. 66, л.д. 7-8), на момент призыва на военную службу ( " ... " ) ему уже исполнилось 23 года, а также, что истец имеет достаточную степень образованности, являясь дееспособным гражданином, мог воспользоваться нормативно-правовыми актами находящимися в свободном доступе и не лишен был возможности также обратиться за любой консультацией в любой государственный орган.
Из ответа Министерства образования Омской области на обращение истца от " ... " о включении его в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилым помещением следует, что статус лица из числа детей-сирот им утрачен в связи с достижением 23 лет. С учетом права на включение в список детей-сирот, подлежащих обеспечением жилым помещением, данное право может быть восстановлено в судебном порядке (л.д. 18).
Из ответа Министерства образования Омской области от " ... " , следует, что Томчук А.А. не состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилым помещением, учетное дело в Министерстве образования Омской области Томчука А.А. отсутствует (л.д. 47).
Доказательств того, что Томчук А.А. обращался в администрацию с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, им не представлено.
На момент обращения в суд истцу исполнилось двадцать семь лет. На учете нуждающихся в жилом помещении он не стоит, с момента окончания службы в армии и до момента обращения в суд прошло значительное время.
До достижения 23 лет Томчук А.А. не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории "дети-сироты", своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратил данное право.
С учетом отсутствия уважительных причин пропуска срока на обращение с заявлением о постановке на учет выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований являются правильными.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Томчука А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Резолютивная часть
Председательствующий: Мезенцева О.П. Дело N 33-675/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г. ,
судей областного суда Усовой Е.И. , Дьякова А.Н. ,
при секретаре Кучуковой Д. А. ,
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2014 года
дело по апелляционной жалобе Томчука А.А. на решение Центрального районного суда города Омска от 29 ноября 2013 года, которым постановлено: " Томчуку А. А. в удовлетворении требований к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о восстановлении срока для постановки на учет, предоставлении жилого помещения - отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И. , руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Томчука А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.