Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г. ,
судей областного суда Усовой Е.И. , Дьякова А.Н. ,
при секретаре Кучуковой Д. А. ,
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. на решение Центрального районного суда города Омска от 28 ноября 2013 года, которым постановлено: "Требования Перцовой И. И. удовлетворить частично. Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Перцовой И. И. , " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п. В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Перцова И.И. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, указав, что в период с " ... " по " ... " она находилась под опекой, поскольку ее родители умерли.
" ... " закрепление права пользования за ней жилым помещением было отменено.
В " ... " г. истец закончила свое обучение в ряде учреждений. Жилого помещения на праве собственности, праве пользования по договору социального найма она не имеет.
С " ... " Перцова И.И. состоит на льготной очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, но до настоящего времени ее право на получение благоустроенного жилого помещения не реализовано.
Просила суд возложить обязанность на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения вне очереди за счет средств бюджета Омской области.
В судебном заседании истец Перцова И.И. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. иск не признала, пояснила, что министерство только формирует список лиц, которые имеют право на предоставление жилого помещения, истец в данные списки включена.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Лакман Т.А. иск не признала.
Извещенный надлежащим образом представитель ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области участие в судебном заседании не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. просит решение суда отменить.
Полагает, что действия установленные Порядком министерством были проведены, поскольку истец был включен в список на предоставление жилья.
Ссылается, что истец не доказал нарушение его прав на предоставление жилого помещения и бездействия со стороны министерства.
Кроме того вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных детей-сирот, которые были поставлены на учет ранее истца.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, отцом Перцовой И.И. , " ... " рождения, является Перцов И.Я. , матерью - Кушпилева Т.А. (л.д. 20).
Родители Перцовой И.И. умерли, Перцов И.Я. - " ... " , Кушпилева Т.А. - " ... " (л.д. 18 - 19).
Приказом Управления образования Администрации г.Омска N " ... " от " ... " Перцова С.И. назначена опекуном (попечителем) несовершеннолетних Перцовой Е.И. , Перцова А.И. , Перцовой И.И. , Перцовой Н.И. (л.д. 22).
" ... " приказом Департамента образования Администрации г.Омска N " ... " в связи с прекращением попечительства отменено закрепление права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Омск, " ... " , за бывшими подопечными Перцовой Е.И. , Перцовым А.И. , Перцовой И.И. , Перцовой Н.И.
Судом установлено, что в настоящее время Перцова И.И. зарегистрирована по адресу: г.Омск, " ... " (л.д. 32). Собственного жилья не имеет. " ... " постановлением Администрации г.Омска N " ... " от " ... " Перцова И.И. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 17).
Согласно карточке очередника по учетному делу N " ... " номер очереди Перцовой И.И. в списке во внеочередном порядке по состоянию на " ... " г. - " ... " (в общем порядке) " ... " (во внеочередном порядке) (л.д. 16).
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 6, 7, 8, 47, 48).
Из представленных документов следует, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что истец, имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Перцовой И.И. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что истец был включен в список, сформированы и направлены заявки в Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Вместе с тем согласно пунктам 9, 10 Порядка Министерство образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерство имущественных отношений Омской области о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения, и направления информации о количестве и месте нахождения жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд Омской области, обязано предоставить сведения о детях-сиротах с учетом дат их рождения, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании.
Однако данные действия Министерством образования совершены не были.
Ссылка подателя жалобы на то, что выполнение данных действий возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования Омской области является необоснованным и судебной коллегией отклоняется, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования Омской области функций.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, не обоснована, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Резолютивная часть
Председательствующий: Сафронов М.М. Дело N 33-678/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г. ,
судей областного суда Усовой Е.И. , Дьякова А.Н. ,
при секретаре Кучуковой Д. А. ,
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. на решение Центрального районного суда города Омска от 28 ноября 2013 года, которым постановлено: "Требования Перцовой И. И. удовлетворить частично. Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Перцовой И. И. , " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от " ... " N 284-п. В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И. , руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.