Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре: Путиловой М.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 октября 2014 года дело по апелляционной жалобе Галстян М.Л. на решение Кировского районного суда г.Омска от 28 июля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Галстян М. Л. отказать в полном объеме за необоснованностью".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения Галстян М.Л. и представителя УФМС России по Омской области Волик Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галстян М.Л. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа УФМС России по Омской области в продлении статуса вынужденного переселенца, ссылаясь на то, что она является вынужденным переселенцем с 25.06.2001.
26.06.2014 ей и членам ее семьи было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.
Считает указанный отказ незаконным, поскольку основания, послужившие отказом в продлении статуса, не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают ее конституционные права.
Обжалуемое решение об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца от 26.06.2014 ею получено не было, материалы дела об отказе в продлении статуса ей на ознакомление не предоставили, единственным документом, подтверждающим отказ в продлении статуса вынужденного переселенца, является уведомление N N " ... " от 30.06.2014, полученное ею только 14.07.2014.
Требования законодательства о необходимости ежегодного подтверждения полученного ранее статуса вынужденного переселенца, ею были соблюдены, поскольку 27.05.2014 в УФМС по Омской области ею было подано соответствующее заявление, которое было принято канцелярией ведомства.
Основания снятия с учета лиц, признанных вынужденными переселенцами, установленные ст.9 Закона РФ "О вынужденных переселенцах", в ее случае отсутствуют в связи с чем действиями УФМС России по Омской области нарушены ее права.
Просила признать незаконным отказ УФМС России по Омской области в продлении статуса вынужденного переселенца (решение от 26.06.2014); обязать Управление восстановить ее и членов ее семьи " ... " в статусе вынужденных переселенцев.
В судебном заседании Галстян М.Л. заявленные требования поддержала. Пояснила, что в настоящее время она не имеет в собственности жилого помещения, проживает в семье дочери, в " ... " квартире.
Заинтересованные лица Окилов Ш.А., Билианис З.Ш. в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель Окилова Ш.А. - Телечеа А.Ш. заявленные требования поддержала. Пояснила, что в настоящее время Галстян М.Л. проживает по адресу: г " ... " . Данное жилое помещение является " ... " квартирой, в которой проживает ее семья, а также ее родители - " ... " . Наличие у заявителя права собственности на " ... " доли в квартире, расположенной по адресу: " ... " , не могут служить основанием для отказа в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства, поскольку проживать в указанном жилом помещении заявитель не имеет возможности из-за отсутствия согласия на ее проживание иного сособственника.
Представитель УФМС России по Омской области Ткаченко А.Н. в судебном заседании требования Галстян М.Л не признала. Пояснила, что из полученных УФМС России по Омской области данных было установлено, что за Галстян М.Л. ранее было зарегистрировано право собственности на " ... " доли в праве общей собственности на квартиру N " ... " , которой впоследствии она распорядилась по своему усмотрению, продав близким родственникам. Указанные действия Галстян М.Л. свидетельствуют о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий с целью создания условий для последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Кроме того, за Галстян М.Л. зарегистрировано " ... " доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: " ... " . В списке нуждающихся в улучшении жилищных условий Галстян М.Л., " ... " числились как одна семья.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Галстян М.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований, ссылаясь на то, что, учитывая, что ее семья в настоящее время стоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, они не могут считаться "обустроенными на новом месте". При вынесении решения судом не учтено Постановление Правительства N N " ... " от 21.03.2006, которое является специальной нормой по отношению к той, которую применил суд. Указывает, что наличие доли в праве собственности на жилое помещение не лишает ее статуса вынужденного переселенца. В наследство, по которому ей перешли доли в праве собственности на указанные квартиры, она вступила 13.07.2011 и в течение 3 лет вопросов у УФМС по этому поводу не возникало. Несмотря на наличие у нее в " ... " долей в праве собственности на квартиру по ул. " ... " , в данной квартире она лишь зарегистрирована, но фактически не проживает в виду отсутствия согласия второго сособственника на совместное проживание. В настоящее время она проживает по ул. " ... " в однокомнатной квартире, площадь которой составляет " ... " кв.м., где помимо нее проживают еще " ... " человек, включая ребенка-инвалида.
В возражениях на апелляционную жалобу УФМС России по Омской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу Галстян М.Л. без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со статьями 245, 246, 247, 249, 254, 255 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям об оспаривании решений органов государственной власти.
Гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
При этом, согласно изложенной в Постановлении от 21.11.2002 N 15-П позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный статус имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.
Согласно подп.4 п.2 ст.6 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Орган миграционной службы при разрешении вопроса о продлении статуса вынужденного переселенца должен выяснять, какие обстоятельства в том или ином случае препятствовали лицу, признанному вынужденным переселенцем, обустроиться на новом месте жительства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N 499-О).
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона (пп.2 п.2 ст.9 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах").
Целью Закона РФ "О вынужденных переселенцах" является защита прав вынужденных переселенцев. Законодатель предусматривает дополнительные гарантии и права на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, чтобы поставить их в равные условия с иными категориями граждан Российской Федерации. Вместе с тем, государственная поддержка по улучшению жилищных условий предоставляется вынужденным переселенцам на общих основаниях, предусмотренных жилищным законодательством. Статус вынужденного переселенца не означает наличие преимущественных прав перед другими гражданами РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Статьей 6 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" предусмотрено, что вынужденный переселенец имеет право: самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, разработанное в соответствии с Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", определяющее порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами.
Подпунктом "б" п.40 указанного Положения установлено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением: вынужденных переселенцев, проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма (абзац 2); постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи (абзац 3).
В силу приведенных положений законодательства государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Положениями п. 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлении срока его действия, утвержденного приказом ФМС России от 29.06.2012 N 218, предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Таким образом, из системного толкования вышеназванных правовых норм, следует, что утрачивает статус вынужденного переселенца лицо, имеющее на территории Российской Федерации жилое помещение на праве собственности и постоянно проживающее в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.
Из материалов дела следует, что Галстян М.Л., ее муж " ... " , дочери " ... " , " ... " прибыли на территорию Российской Федерации из " ... " " ... " 2000 (т. " ... " ).
Протоколом заседания комиссии по вопросам предоставления, продления, лишения, утраты статуса вынужденного переселенца от 22.06.2001 Галстян М.Л. и членам ее семьи присвоен статус вынужденных переселенцев сроком на 5 лет. Действие статуса вынужденного переселенца неоднократно продлевалось, последний раз - до 22.06.2014 (т. " ... " ).
С момента прибытия на территорию Российской Федерации Галстян М.Л. вместе с семьей была зарегистрирована по месту жительства и проживала по адресу: " ... " (т. " ... " л.д. " ... " ).
Из копии лицевого счета N N " ... " от " ... " 2001, выданной ТСЖ " " ... " " следует, что в однокомнатной квартире по адресу: " ... " , общей площадью " ... " кв.м, зарегистрированы и проживают: " ... " , " ... " года рождения - собственник, зарегистрирован с 29.09.2000 (отец Галстян М.Л.); " ... " - внучка, зарегистрирована с 29.09.2000; Галстян М.Л. - дочь, зарегистрирована с 13.03.2001; " ... " - зять, зарегистрирован с 13.03.2001; " ... " - внучка, зарегистрирована с 13.03.2001 (т. " ... " ).
26.05.2001 " ... " вступила в юридический брак с " ... " , последний был также зарегистрирован в квартире по ул. " ... " 20.12.2001 (т. " ... " ).
Согласно справке Омского городского филиала государственного учреждения "Центр ТИ ОО" от 30.05.2001, в собственности " ... " с 24.01.2001 находится " ... " доля в праве собственности на квартиру по ул. " ... " (т. " ... " ).
С 13.06.2001 семья Галстян М.Л. Администрацией Кировского АО г.Омска признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
20.02.2003 заявительницей подано заявления на имя начальника УДМ УВД Омской области, в котором она просила выделить дочь " ... " из общего дела, поскольку дочь создала свою семью, сменила фамилию на " " ... " ", проживает и ведет хозяйство отдельно.
Решением комиссии Управления по делам миграции УВД Омской области от 22.05.2003 " ... " была выделена в отдельное производство.
Решением комиссии по распределению жилой площади для вынужденных переселенцев от 18.06.2003 семья Галстян М.Л. в составе 3 человек была включена в сводные списки семей вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 22.06.2001 - с момента получения этого права, определена очередность: общая очередь N " ... " ; первоочередная N " ... " (Галстян М.Л. инвалид " ... " группы) (т. " ... " 50).
16.11.2004 Галстян М.Л. и " ... " поданы заявления на имя начальника УДМ УВД Омской области о выделении из состава семьи " ... " , поскольку она проживает отдельно от родителей и ведет самостоятельное хозяйство (т. " ... " ).
Согласно выписке из протокола N N " ... " заседания комиссии Управления по делам миграции УВД Омской области от 09.12.2004, в просьбе о выделении " ... " в отдельное дело отказано, поскольку она зарегистрирована по одному адресу с матерью Галстян М.Л., органами местного самоуправления по месту регистрации отдельно не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (т. " ... " ).
Из копии лицевого счета от марта 2009 года следует, что по адресу " ... " , зарегистрированы по месту жительства помимо " ... " , также " ... " - правнучка, " ... " года рождения, зарегистрирована с 22.01.2003; " ... " - правнучка, " ... " года рождения, зарегистрирована с 14.02.2004; " ... " - правнучка, " ... " года рождения, зарегистрирована 06.06.2008; " ... " - правнук, " ... " года рождения, зарегистрирован с 31.03.2009 (т. " ... " ).
Заочным решением Кировского районного суда г.Омска от 07.05.2010 " ... " признаны членами семьи " ... " (т. " ... " ).
Заочным решением Кировского районного суда г.Омска от 13.06.2013 Телечеа Х.А., " ... " (внуки заявительницы: трое первых - дети старшей дочери " ... " и четвертая - дочь младшей дочери " ... " признаны членами семьи Галстян М.Л. (т. " ... " )
27.05.2014 Галстян М.Л. и члены ее семьи: " ... " (муж), " ... " (дочь), " ... " (внучка) вновь обратились в УФМС России по Омской области с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца со ссылкой на отсутствие обустройства, а именно: отсутствие постоянного жилья (т. " ... " ).
При проверке обстоятельств в связи с поступившими 27.05.2014 заявлениями семьи Галстян М.Л. о продлении статуса вынужденных переселенцев УФМС России по Омской области посредством межведомственного взаимодействия с Управлением Росреестра по Омской области получило информацию о том, что Галстян М.Л. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13.07.2011 принадлежало " ... " доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: " ... " (право зарегистрировано было 07.03.2014), данное право прекращено 09.04.2014 (в связи с дарением заявительницей данной доли своей дочери " ... " ); на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13.07.2011 ей принадлежит " ... " доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: " ... " , общей площадью " ... " кв.м (право зарегистрировано 25.03.2014) (т. " ... " ).
По сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Омской области Галстян М.Л. с " ... " 2014 зарегистрирована по месту жительства по адресу: " ... " (т. " ... " ).
Решением УФМС России по Омской области от 26.06.2014 Галстян М.Л. и членам ее семьи " ... " отказано в продлении статуса вынужденных переселенцев на основании п.4 ст.5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Галстян М.Л. требований, поскольку заявительница в период действия статуса вынужденного переселенца, имея доли в праве собственности на жилые помещения (в общей сложности более " ... " кв.м), не была лишена возможности обустройства на новом месте жительства.
Принимая во внимание, что согласно действующему законодательству под обустройством вынужденных переселенцев на новом месте понимается именно их жилищное обустройство, суд обоснованно исходил из правомерности отказа Галстян М.Л. в продлении статуса вынужденного переселенца с учетом указанных выше обстоятельств.
При этом судом обоснованно не приняты во внимание ссылки Галстян М.Л. на то, что возможности для полноценного проживания по ул. " ... " у нее не имеется поскольку сама по себе невозможность заявительницы проживать в жилом помещении, в котором она имеет долю в праве собственности, учитывая также, что в течение срока действия статуса у нее имелась еще одна доля в праве общей собственности на жилое помещение которую она подарила своей дочери, в силу ст.5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" основанием для продления статуса вынужденного переселенца не является.
Доводы Галстян М.Л. о невозможности совместного проживания с племянницей в квартире по ул. " ... " (сособственницей " ... " доли квартиры) по причине не согласия последней на совместное проживание, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
При этом судебная коллегия отмечает, что Галстян М.Л., при наличии к тому оснований, не лишена возможности обратиться в органы местного самоуправления по вопросу поставки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке определенном ЖК РФ.
Ссылки Галстян М.Л. в жалобе на положения Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" основаны на неправильном понимании норм законодательства, поскольку положения данного Постановления Правительства не применимы к настоящим правоотношениям, так как в данном случае рассматривались требования об оспаривании отказа в продлении статуса вынужденного переселенца, в то время как нормы Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 распространяются на лиц имеющих статус вынужденных переселенцев.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Омска от 28 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галстян М.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.