Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей областного суда: Дьякова А.Н. , Усовой Е.И.
при секретаре Кучуковой Д.А.
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2014 г.
дело по апелляционной жалобе Разумовской Е.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 29 ноября 2013 г., которым постановлено:
" Разумовской Е. А. в удовлетворении заявленных исковых требований отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Зашихиной Н.Г. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Разумовская Е.А. обратилась с иском к Министерству образования Омской области, указывая, что после смерти обоих родителей - " ... " на основании постановления главы администрации " ... " г. Омска от " ... " N " ... " была определена в детский дом.
В период с " ... " по " ... " обучалась в КОУ Омской области "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" и находилась на полном государственном обеспечении.
В 2013 году обратилась в Министерство образования Омской области с просьбой о включении ее в список лиц из числа детей - сирот для получения жилья по договору найма специализированного жилищного фонда.
" ... " получила отказ ответчика в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что утратила статус из числа детей-сирот, поскольку достигла возраста 23 лет. С данным отказом не согласна.
Просила признать незаконным и отменить решение Министерства образования Омской области от " ... " года; обязать Министерство образования Омской области включить ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере " ... " руб.
Истец в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении, просила иск удовлетворить.
Ее представитель заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснив, что не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 01.01.2013 года на учете как нуждающиеся в жилье. Факт того, что истец не обратилась для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения до достижения 23-летнего возраста не оспаривал, в качестве причины указал, что истец о своем праве не знала, юридического образования не имеет.
Представитель Министерства образования Омской области иск не признала, поддержав доводы отзыва на иск. Полагала, что оснований для признания решения ответчика незаконным не имеется. Истец не обратилась с соответствующим заявлением до 23 летнего возраста. Считала, что уважительные причины пропуска срока, установленного для обращения с заявлением в компетентные органы, отсутствуют. Таким образом, у Разумовской Е.А. в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области возражал против удовлетворения требований, пояснив, что реализация права на предоставление жилья ограничена достижением возраста 23 лет и носит заявительный характер. Истец не представила необходимые документы в установленный срок в соответствующие органы, в связи с чем, просил в иске отказать.
Представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на наличие у нее права на включение ее в список лиц из числа детей - сирот для получения жилья по договору найма специализированного жилищного фонда. Указывает, что причиной ее несвоевременного обращения за постановкой на учет послужило ненадлежащее выполнение обязанностей органами опеки и попечительства, образовательным учреждением, в котором она обучалась и воспитывалась. О праве на постановку на учет ее никто не уведомил.
Лица, участвующие в деле, 21.01.2014 г. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 51-56).
Проверив материалы дела, заслушав Разумовскую Е.А. , ее представителя Усакова А.А. , поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона РФ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен п.2 ч.2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 4 Федерального закона РФ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты ? лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что родителями Разумовской Е.А. , " ... " года рождения, являются " ... " которые умерли " ... " и " ... " соответственно.
Постановлением главы Администрации " ... " административного района г. Омска N " ... " от " ... " Разумовская Е.А. была определена в детский дом.
В период с " ... " по " ... " она обучалась в КОУ Омской области "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N " ... " VIII вида" и находился на полном государственном обеспечении.
В настоящее время Разумовская Е.А. проживает вместе со своими родственниками в квартире жилой площадью " ... " кв.м. Нанимателем указанного жилого помещения по договору социального найма является ее " ... " " ... "
В 2013 г. истец обратилась в Министерство образования Омской области с требованием о включении ее в список лиц из числа детей - сирот для получения жилья по договору найма специализированного жилищного фонда.
В ответе на обращение от " ... " Министерство образования Омской области пояснило, что она утратила статус лица из числа детей-сирот, так как достигла возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении заявленных Разумовской Е.А. требований, суд исходил из отсутствия оснований для постановки истца, которой на момент рассмотрения дела исполнилось " ... " лет, на учет по категории "ребенок-сирота" в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Указанный вывод суда ошибочен, сделан без какой-либо оценки доводов истца и ее представителя относительно причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года) отмечено, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как ранее было указано, в период с " ... " по " ... " Разумовская Е.А. обучалась в КОУ Омской области "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N " ... " VIII вида". Основной целью такого учебного учреждения является адаптация воспитанников к общественной жизни, их умение ориентироваться в социально-бытовых условиях.
В соответствии с Письмом Минобразования России от 04.09.1997 года N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально - психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Образовательный процесс в учреждениях 1 - 6 видов осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой общего образования. Обучение же детей в специальных (коррекционных) учреждениях осуществляется по специальным программам.
Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости.
Учитывая уровень развития истицы, обусловленный характером учреждения, в котором она воспитывалась и обучалась, безусловным является то, что она нуждалась в принятии ее опекунами (попечителями) необходимых мер для обеспечения полного осуществления ее прав, в том числе и жилищных.
Хотя в ФЗ РФ от 29.02.2012 года N 15-ФЗ и предписывается единый механизм формирования списка льготников, регламентация этого вопроса отнесена к законодательству субъектов РФ, в которых практика учета детей-сирот складывается по-разному.
Тем не менее, правило о том, что включение в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Исходя из обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что судом ошибочно не были учтены имеющиеся в рассматриваемом деле упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников в качестве уважительного основания для восстановления права детей-сирот, лиц из их числа на жилищное обеспечение.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Судом указанные требования закона не приняты во внимание.
Разумовская Е.В. в суде апелляционной инстанции пояснила, что после окончания обучения в школе-интернате, она поступила в ПТУ N " ... " .
Между тем, ни одно из учреждений, в которых она воспитывалась и обучалась, постановкой ее на квартирный учет не занималось, возможность получить жилье на льготных условиях ей не разъяснялась, в связи с чем, было нарушено ее право на обеспечение жильем.
Какое-либо жилое помещение после окончания обучения в образовательных учреждениях за истицей не было закреплено.
То обстоятельство, что она не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органах местного самоуправления, свидетельствует о нарушении органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями требований п. 3 ст. 36 ГК РФ в отношении Разумовской Е.А.
Судебная коллегия отмечает, что правовой статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части жилищных прав предполагает соблюдение законодательно закрепленных условий реализации прав в сфере жилищного обеспечения.
В постановке на учет истице было отказано только лишь по тому основанию, что она достигла 23 лет, без учета изложенных обстоятельств, что не может быть признано законным.
В настоящее время Разумовская Е.А. вынуждена проживать в качестве одного из шести членов семьи " ... " - нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в квартире, площадь которой на одного человека не соответствует установленным нормам.
Решение постановлено судом без учета всех указанных выше обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при неправильном применении норм материального права, и подлежит отмене с принятием нового решения - об удовлетворении исковых требований Разумовской Е.А.
Обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, реализации мер социальной поддержки таких граждан относится к компетенции Министерства образования Омской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями вышеуказанной категории лиц.
Министерство образования Омской области следует обязать включить Разумовскую Е.А. в список лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на льготных основаниях в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 29 ноября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Разумовской Е. А. удовлетворить в полном объеме.
Обязать Министерство образования Омской области включить Разумовскую Е. А. , " ... " года рождения, в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.