Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г. ,
судей областного суда Дьякова А.Н. , Усовой Е.И. ,
при секретаре Кучуковой Д. А. ,
рассмотрела в судебном заседании " ... "
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. на решение Центрального районного суда города Омска от " ... " , которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Отта А. В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Отт А.В. обратился в суд с иском к Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что его родители лишены родительских прав. Мать - Отт З. В. , " ... " года рождения, решением Кировского районного суда г.Омска от " ... " , отец - Отт В. Я. , " ... " года рождения, заочным решением Кировского районного суда г.Омска от " ... " , поскольку написали отказную расписку. Имеет психическое заболевание - " ... " .
Приказом управления образования Администрации г.Омска от " ... " N N " ... " направлен в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его родители отказались от него.
В связи с отсутствием жилого помещения у родителей, жилое помещение за ним не закреплялось.
Распоряжением Министерства образования Омской области от " ... " N " ... " он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилим помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С " ... " по " ... " он являлся воспитанником КОУ Омской области "Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида", находился на полном государственном обеспечении.
С " ... " обучался в БОУ Омской области начального профессионального образования "Профессиональное училище N " ... " " и находился на полном государственном обеспечении. В собственности жилого помещения не имеет.
Просил обязать Правительство Омской области предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет бюджета Омской области.
В процессе подготовки дела к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчиков привлечены Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В судебном заседании истец Отт А.В. и его представитель Яненко И.И. требования, заявленные к Министерству образования О. области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области поддержали, от требований к Правительству Омской области отказались.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. требования не признала, указав, что право истца не оспаривает, при должном финансировании и наличии жилых помещений жилое помещение будет предоставлено.
Представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. требования не признала. Пояснила, что Министерством образования права истца не нарушены, поскольку он включен в соответствующий список детей-сирот на обеспечение жилым помещением с учетом даты рождения.
Представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, представил отзыв, в котором просил исключить Минстрой из числа ответчиков, ссылаясь на установленный Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам.
Согласно п.7 указанного Порядка жилые помещения приобретаются Минстроем путем строительства (участия в долевом строительстве), процесс долгосрочный, исполнить решение суда согласно постановлениям судебного пристава-исполнителя в установленный 5-дневный срок не представляется возможным.
Представитель Правительства Омской области в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. с решением Центрального районного суда города Омска не согласилась, просила его отменить.
Полагала, что факт нарушения Министерством образования прав истца доказан не был, поскольку истец включен в Список, заявки в Министерство имущества и Министерство строительства ответчиком направлены.
Отметила, что резолютивная часть решения должна содержать конкретные данные о том, кто из ответчиков какие действия должен исполнить. Поскольку свои обязательства, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ... , Министерство образования исполнило, основания для удовлетворения заявленных требований в данной части у суда отсутствовали.
Отметила нарушение данным решением прав других детей-сирот, право которых на получение жилого помещения возникло ранее.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, согласно положениям п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание ст.57 ЖК РФ, из которой исключен п.2 ч.2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приведенный закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Действие положений ст.8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела следует, что Отт А.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории города Омска Омской области с " ... " .
Приказом управления образования Администрации г.Омска от " ... " N " ... " направлен в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Отт З.В. лишена родительских прав в отношении истца решением Кировского районного суда г.Омска от " ... " , отец Отт В.Я. - решением Кировского районного суда г.Омска от " ... " .
С " ... " по " ... " являлся воспитанником КОУ Омской области "Южная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида", по окончании которого поступил в БОУ ОО НПО "Профессиональное училище N " ... " " на полное государственное обеспечение, выпускник " ... " года.
Жилое помещение за истцом закреплено не было, ввиду отсутствия такового у родителей.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ей жилого помещения в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст.5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п (ред. Постановления Правительства Омской области от 20.05.2013 N 108-п) утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно пункту 2 которого уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области (далее - Министерство образования), Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство имущества), Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство строительства).
В приведенной связи, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Отту А.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области полагает, что свои обязательства по включению истца в список, по формированию и направлению заявок в 2013 году в Министерство имущества и Министерство строительства в установленные сроки исполнило, а потому прав истца не нарушило.
Данные доводы судебная коллегия принять не может, поскольку целью указанного выше Порядком предоставления жилого помещения является обеспечение жилыми помещениями категории лиц "дети-сироты" по достижении возраста 18 лет. Для реализации данной нормы необходимо согласованное действие всех ответчиков, привлеченных к участию в деле, а потому требования истца удовлетворены в полном объеме обоснованно.
Указание в жалобе на нарушение оспариваемым решением прав третьих лиц судебная коллегия полагает безосновательным, поскольку Порядок предусматривает обязанность предоставления сведений о ребенке-сироте вне зависимости от даты рождения при условии наличия вступившего в законную силу судебного постановления об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
СудьиПредседательствующий: Мезенцева О.П. Дело N 33-685/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г. ,
судей областного суда Дьякова А.Н. , Усовой Е.И. ,
при секретаре Кучуковой Д. А. ,
рассмотрела в судебном заседании 12 февраля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. на решение Центрального районного суда города Омска от 29 ноября 2013 года, которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Отта А. В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п".
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 29 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.