Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Усовой Е.И. ,
судей областного суда Будылка А.В. , Башкатовой Е.Ю. ,
при секретаре Макаровой Н.В. ,
рассмотрела в судебном заседании 19 февраля 2014 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. на решение Центрального районного суда города Омска от " ... " , которым постановлено:
"Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Титову А. В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Титов А.В. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих исковых требований указал, что его родители умерли: мать " ... " - " ... " года, отец " ... " - " ... " года.
Постановлением Главы муниципального образования "Усть-Ишимский район" Омской области от " ... " N 59-п он был определен в детское учреждение на полное государственное обеспечение.
С " ... " по " ... " он являлся воспитанником " ... " , находился на полном государственном обеспечении.
Жилого помещения в собственности Титов А.В. не имеет.
18.09.2013 года он был включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Просил суд обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м.
В процессе подготовки дела к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика было привлечено Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В судебном заседании истец Титов А.В. требования поддержал, просил суд возложить обязанность о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. требования не признала, указав, что Министерство имущественных отношений является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. также требования не признала.
Указала, что предоставление жилого помещения истцу вследствие вынесения судебного решения повлечет нарушение прав и охраняемых интересов лиц, вставших в очередь ранее.
Представитель Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, представил письменный отзыв.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. просит отменить решение Центрального районного суда города Омска.
Указывает, что Министерство образования формирует и направляет заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году, ежегодно не позднее 15 февраля текущего года. Поскольку истец был включен в список до февраля 2013 года, обязанность предоставления ему жилого помещения может возникнуть не ранее 2014 года.
Полагает, что Министерством образования проведены все необходимые меры по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в 2013 году. Истцом не доказан факт нарушения Министерством его права на предоставление жилого помещения.
Кроме того отмечает, что резолютивная часть решения должна содержать конкретные данные о том, кто из ответчиков какие действия должен произвести, что не указано судом первой инстанции.
Полагает, что вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных детей-сирот, которые были поставлены на учет ранее истца, а также нарушает принцип равенства всех перед законом и судом.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с приведенными изменениями в Законе, было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен п. 2 ч. 2 данной статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приведенный закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела следует, что отец Титова А.В. , " ... " года рождения, " ... " умер " ... " года, мать - " ... " умерла " ... " года (л.д. 16,17).
Постановлением Главы муниципального образования "Усть-Ишимский район" Омской области от " ... " Титов А.В. был направлен в специальную (коррекционную) школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли (л.д. 9).
За истцом было закреплено жилое помещение по адресу: " ... " .
Согласно справки органа опеки и попечительства администрации муниципального образования "Усть-Ишимский район" Омской области Титов А.В. поставлен в очередь на внеочередное получение жилья, поскольку ранее закрепленное за ним жилье по адресу: " ... " , находится в аварийном состоянии (л.д. 10).
С " ... " по " ... " истец являлся воспитанником " ... " , находился на полном государственном обеспечении (л.д. 11).
В июне 2010 года Титов А.В. окончил обучение в БОУ Омской области НПО "Профессиональное училище N 19" (л.д. 18).
18.09.2013 года распоряжением Министерства образования Омской области Титов А.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 14-15).
Согласно выписки из домой книги на " ... " Титов А.В. зарегистрирован по данному адресу с " ... " , данный дом принадлежит " ... " (л.д. 36,40).
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится (л.д. 21,22,47).
По сведениям Департамента жилищной политики Администрации г. Омска договор социального найма жилого помещения с истцом не заключался (л.д. 39).
Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение его жилой площадью в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п (ред. Постановления Правительства Омской области от 20.05.2013 года N 108-п) утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, согласно пункту 2 которого уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Титову А.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области полагает, что свои обязательства в соответствии с Порядком по обеспечению жилыми помещениями в 2013 году Министерство образования исполнило, в связи с чем нарушения прав истца в сфере жилищных отношений со стороны ответчиков не имеется,
отсутствуют основания к возложению обязанности по предоставлению истцу жилья.
Данные доводы судебная коллегия принять не может, поскольку целью указанного выше Порядка предоставления жилого помещения является обеспечение жилыми помещениями категории лиц "дети-сироты" по достижении возраста 18 лет.
Кроме того, для реализации данной нормы необходимо согласованное действие всех ответчиков, привлеченных к участию в деле, а потому требования истца удовлетворены в полном объеме обоснованно.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования Омской области является необоснованным и судебной коллегией отклоняется, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права, Министерством образования Омской области совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования Омской области функций.
Указание в жалобе на нарушение оспариваемым решением прав третьих лиц судебная коллегия полагает безосновательным, поскольку Порядок предусматривает обязанность предоставления сведений о ребенке-сироте вне зависимости от даты рождения при условии наличия вступившего в законную силу судебного постановления об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Кроме того, в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом первой инстанции верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.