Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю. , Дьякова А.Н.
при секретаре Макаровой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 26 февраля 2014 г.
дело по апелляционной жалобе Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от 28 ноября 2013 г., которым постановлено:
"Признать недействительным постановление Администрации г. Омска от " ... " N " ... " "О снятии граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части снятия с указанного учета Ксюповой Ж. С. .
Обязать Администрацию города Омска восстановить Ксюпову Ж. С. в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Обязать департамент жилищной политики Администрации г. Омска восстановить Ксюпову Ж. С. в списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов в " ... " году по г. Омску".
Заслушав доклад судьи областного суда Зашихиной Н.Г. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ксюпова Ж.С. обратилась с иском к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, указывая, что " ... " она принята на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи 1 человек. На тот момент она проживала в комнате жилой площадью " ... " кв.м в общежитии по адресу: г. Омск, " ... " , основным квартиросъемщиком которой являлась ее " ... " " ... "
В последующем ГУП ОмПО " " ... " " предоставило Ксюповой Ж.С. комнату N N " ... " , а затем по договору социального найма комнату N " ... " площадью " ... " кв.м., в общежитии N " ... " по " ... " в г. Омске
Заочным решением Ленинского районного суда г. Омска от " ... " за ней было признано право собственности на указанную комнату в порядке приватизации.
Постановлением Администрации г. Омска от " ... " она снята с учета нуждающихся в жилых помещениях как утратившая основания, которые до введения в действие ЖК РФ, давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма. Считает данное постановление незаконным. Она не могла быть снята с учета. Кроме того, она является инвалидов " ... " бессрочно. " ... " жилой комнаты, которую она занимает по праву собственности, составляет менее учетной нормы.
Просила признать указанное постановление недействительным в части снятия ее с учета и восстановить ее на указанном учете, а также в списке граждан, претендующих на получение социальной выплаты за счет средств бюджета.
Ксюпова Ж.С. и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска. Ранее их представитель иск не признала, пояснив, что Администрация г. Омска приняла законное решение о снятии истца с очереди. Пояснила, что истец была снята с учета, поскольку снят статус общежития с помещения, предоставленного истцу для проживания, собственником которого истец в настоящее время является.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Омска просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что имелись правовые основания для снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Указывает, что восстановление Ксюповой Ж.С. в списке лиц, претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджета возможно только при условии, если истец будет состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В возражениях на апелляционную жалобу Ксюпова Ж.С. не соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы. Считает решение законны и обоснованным. Просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, 28.01.2014 г. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 117-123).
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Администрации г. Омска Чесноковой М.А. , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Ксюповой Б.С. , считавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы администрации " ... " г. Омска от " ... " N " ... " Ксюпова Ж.С. была принята на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи 1 человек. На тот момент она проживала вдвоем с " ... " в общежитии в комнате жилой площадью " ... " кв.м по адресу: г. Омск, " ... " , при этом основным квартиросъемщиком являлась " ... "
Затем на основании ордера N " ... " Ксюповой Ж.С. была предоставлена комната " ... " , а затем по договору найма жилого помещения от " ... " ГУП ОмПО "Иртыш" предоставило ей комнату " ... " , площадью " ... " кв.м., в общежитии N " ... " по " ... " в г. Омске, в которой она проживает одна до настоящего времени.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Омска от " ... " за истцом было признано право собственности на указанную комнату в порядке приватизации.
Постановлением Администрации г. Омска от " ... " N " ... " Ксюпова Ж.С. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях как утратившая основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно справке Филиала-бюро N " ... " ФГУ ГБ МСЭ по О. области от " ... " Ксюповой Ж.С. установлена " ... " группа инвалидности по " ... " .
После снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях она была исключена из списка ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов в " ... " г. по г. Омску.
Обращаясь с иском, Ксюпова Ж.С. ссылалась на то, что Администрация г. Омска незаконно сняла ее с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Указывала на то, что в связи со снятием с учета нарушено ее право на получение мер социальной поддержки.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Ксюпова Ж.С. , поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Часть 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., по п. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, как усматривается из материалов дела, Ксюпова Ж.С. , принятая на учет в " ... " году, в нарушение закона была снята с учета в " ... " году именно по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
На момент постановки Ксюповой Ж.С. на учет действовала статья 29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (п. 5 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР).
Аналогичное основание для постановки на учет предусматривалось пп. "д" п. 7 раздела 2 действовавших на момент постановки истицы на учет Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, утвержденных Постановлением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и Президиума Областного Совета профсоюзов N 414 от 26.12.1985 года.
Соответственно, снятие Ксюповой Ж.С. с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки ее на учет.
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Каких-либо оснований, предусмотренных ст. 32 ЖК РСФСР, которые бы позволяли снять Ксюпову Ж.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.
Судом установлено, что истцу в настоящее время принадлежит комната N " ... " общей площадью " ... " кв. м, расположенная в секции " ... " " ... " в г. Омске, что, как следует из материалов дела, было обусловлено передачей общежития по указанному адресу в собственность муниципального образования г. Омск на основании акта от " ... " и разрешением приватизации.
Таким образом, результатом принятия оспариваемого административного акта явилось изменение правового статуса жилого дома, который утратил статус общежития.
Между тем, норма ч. 2 ст. 6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., в том случае, если основания их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях были утрачены не в связи с действиями граждан, а в связи с действиями должностных лиц и при этом жилищные условия таких граждан фактически улучшены не были.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались в том числе, и граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня.
Согласно указанным выше Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, на учет для получения жилых помещений принимались граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 кв.м.
При этом жилое помещение предоставлялось гражданам в размере 9 кв.м. жилой площади на одного человека и не выше установленной ЖК РСФСР нормы жилой площади - 12 кв.м. Обеспеченность жилым помещением по указанной норме в силу п. 20 Правил, ст. 32 ЖК РСФСР являлась основанием для снятия с учета.
В соответствии с п. 20 Правил право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
В последующем регулирование рассматриваемых правоотношений производилось в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, утвержденными Указом Губернатора Омской области от 31.03.2004 г. N 77, которые содержали аналогичные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в части указания размера приходящейся на одного человека жилой площади.
На момент снятия истца с учета действовало и действует до настоящего времени постановление Мэра г. Омска от 06.05.2005 г. N 251-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", которым установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
При проверке утраты оснований, дающих заявителю право получить жилое помещение по договору социального найма, подлежит определению уровень жилищной обеспеченности заявителя с учетом всех жилых помещений, находящихся в пользовании и в собственности заявителя, что было судом определено и учтено.
Учитывая, что размер общей площади находящегося в собственности Ксюповой Ж.С. жилого помещения составляет " ... " кв.м, ее обеспеченность жилой площадью на момент снятия с учета составляла менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах, поскольку оснований для снятия истицы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось, суд обоснованно признал недействительным постановление Администрации г. Омска от 27.06.2013 года N 691-п в части снятия ее с указанного учета.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 года N 99-п был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Данный Порядок в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (п.1).
При этом установлено, что право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области, в том числе, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов (п. 2 Порядка).
Учитывая, что Ксюпова Ж.С. была снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма незаконно, суд правомерно обязал Департамент жилищной политики Администрации г. Омска восстановить ее в списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов в " ... " году по г. Омску.
Судебная коллегия находит, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона, выводы суда по делу мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 п. 1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 28 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.