Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорную жалобу директора МКОУ "СОШ" А.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка N21 Омского района Омской области от 24.12.2012 года в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения "общеобразовательная школа" по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N21 Омского района Омской области от 24.12.2012 года МКОУ "СОШ" было подвергнуто штрафу в размере __ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ.
Как следует из постановления мирового судьи, в ходе проведенной на основании распоряжения N/ГО от 15.10.2012 года начальника территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области плановой выездной проверки, в МКОУ "СОШ" выявлены нарушения специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества ГО, а именно:
- учреждением, эксплуатирующим защитное сооружение ГО (ЗС ГО) противорадиационное укрытие, не разработан паспорт (ПРУ), заверенный организацией эксплуатирующей ЗС и органом по делам ГО и ЧС с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органом технической инвентаризации;
- окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО (ПРУ) не соответствует предъявляемым требованиям (не окрашены воздухоотводы внутри помещений в белый цвет, в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды, в коричневый - трубы системы отопления);
- в ЗС ГО отсутствует эксплуатационно - техническая документация: паспорт убежища (ПРУ), журнал проверки состояния ПРУ, сигналы оповещения ГО, план перевода ЗС ГО на режим ПРУ, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава звена по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения ЗС ГО, инструкции по ТБ при обслуживании оборудования, по использованию СИЗ, по эксплуатации фильтровентиляционного и другого оборудования, правила пользования приборами, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых медпомощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
- ПРУ не имеет обозначения;
- аварийные безнапорные емкости для запаса питьевой воды отсутствуют;
- не проводятся планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, плановое техническое обслуживание специального оборудования и технических систем;
- маршруты движения к ЗС не обозначены указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время;
- для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно не были подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки, трафареты знаков и указателей, расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей, не назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним;
- системы жизнеобеспечения ЗС ГО (вентиляция, водоснабжение, канализация) не исправны;
- не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей.
В своей надзорной жалобе директор МКОУ "СОШ" просит постановление отменить, в связи с нарушением судом норм материального права. Считает, что подвальное помещение МКОУ "СОШ" статуса противорадиационного укрытия не имеет, так как паспорт противорадиационного укрытия не соответствует требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. N583, поскольку статус защитного сооружения объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Кроме того, считает, что спорный объект должен быть снят с регистрационного учета, так как подвальное помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к объекту гражданской обороны.
Изучив материалы дела N /2012, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым отменить постановление мирового судьи по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ в отношении юридического лица МКОУ "СОШ" указанные требования закона судом были не соблюдены, поскольку не всем доказательствам по делу была дана надлежащая оценка.
Действительно, согласно техническому паспорту противорадиационного укрытия N, введенного в эксплуатацию ЧЧММГГ, расположенного в подвальном помещении школы на 392 учащихся совхоза "П." с. А. с поэтажным планом подвала и экспликацией помещений объекта ГО (ПРУ), заверенные органами технической инвентаризации ГП Омский центр ТИЗ" инвентарный N, документально зафиксированы основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения в подвальном помещении (канализация самотечная с выпуском сточных вод в выгреб, система приточно-вытяжной вентиляции, система отопления, система энергоснабжения от ТП, система водоснабжения от центральной линии совхоза).
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Согласно п. п. 1.2, 2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2003 года N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружений по предназначению (соблюдению требований по эксплуатации защитных сооружений) пунктами 1.7, 1.8 Правил возложена на организации, на учете которых находятся сооружения.
Согласно п. 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
П. 1.4 Правил установлено, что для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.
В соответствии с п. 3.2.10 Правил элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета:
в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;
в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;
в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;
в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;
в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
в коричневый - трубы системы отопления.
Согласно п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация:
1. Паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.
2. Журнал проверки состояния убежища (ПРУ).
3. Сигналы оповещения гражданской обороны.
4. План перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ).
5. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.
6. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.
7. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.
8. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО.
9. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО.
10. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО.
11. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования.
12. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты.
13. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.
14. Инструкция по обслуживанию ДЭС.
15. Инструкция по противопожарной безопасности.
16. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
17. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).
18. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.
19. Журнал учета работы ДЭС.
20. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.
21. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
22. Список телефонов.
Пунктом 6.2.1 Правил предусмотрено, что обозначению подлежат все убежища и ПРУ. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в убежище (ПРУ).
Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы (п. 3.2.21).
Согласно п. 6.2.3 Правил техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают:
ТО N 1; ТО N 2; ТО N 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.
В соответствии с п. 1.2. требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 6), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (л. д. 14-15) с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО (л. д. 61), заверенных органами технической инвентаризации.
Паспорт составляется в трех экземплярах: 1 экз. находится в убежище (укрытии), 2 экз. - в службе убежищ объекта, 3 экз. - в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района).
Таким образом, вывод суда о том, что подвальное помещение МКОУ "СОШ" имеет статут противорадиационного укрытия установлен правильно.
Вместе с тем, вывод суда о том, что возможность юридического лица исполнить все перечисленные требования нормативных актов, не была связана с финансированием, то есть с материальными затратами Учреждения, является ошибочным.
Так, сравнивая паспорт противорадиационного укрытия с требованиями вышеуказанного приказа МЧС видно, что в паспорте отсутствует указание на наличие аварийных безнапорных емкостей для питьевой воды. (л.д. 14-15)
Кроме того, доводы директора школы о том, что спорный объект должен быть снят с учета, поскольку в соответствии с заключением инвентаризационной комиссии по непригодным для дальнейшей эксплуатации убежищам гражданской обороны подвальное помещение МКОУ "СОШ" не соответствует требованиям, предъявляемым к объектам гражданской обороны.
Согласно Инструкции о порядке списания с учета пришедших с в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной МЧС РФ от 18.10.1996 года N 1-38-4 и Госкомимуществом РФ от 05.11.1996 года N АР-13/7746, в п. 1указано, что с учета организаций могут быть списаны ЗС ГО:
а) пришедшие в негодность и утратившие расчетные защитные свойства основных ограждающих и несущих строительных конструкций вследствие физического износа, аварий и стихийных бедствий;
б) в связи со строительством, расширением, реконструкцией, техническим переоснащением организаций или их отдельных зданий и сооружений.
При этом указанные ЗС ГО подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть использованы для защиты укрываемых или переданы в установленном порядке другим организациям.
В планах технического переоснащения и реконструкции организаций необходимо предусматривать восполнение списываемого фонда ЗС ГО.
Определение прочностных характеристик основных ограждающих и несущих строительных конструкций, как правило, проводит проектная организация, разработавшая проектно-сметную документацию списываемого ЗС ГО, или организация, имеющая лицензию на проведение таких работ.
Заключение организации о состоянии ЗС ГО и о нецелесообразности восстановительных работ на нем выдается на основе результатов непосредственного его осмотра, инженерных расчетов и технических испытаний элементов строительных конструкций неразрушающими методами контроля.
2. В организациях, входящих в систему органов государственной власти Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 настоящей Инструкции, с разрешения руководителя соответствующего органа государственной власти Российской Федерации.
В организациях, входящих в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 настоящей Инструкции, с разрешения руководителя органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Для определения состояния ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии.
В состав комиссии необходимо включать:
главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии);
лиц, на которых возложена ответственность за сохранность ЗС ГО;
представителя органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления;
представителя территориального комитета по управлению государственным имуществом;
представителя организации, выдающей заключение о состоянии ЗС ГО.
4. Комиссии:
а) производят непосредственный осмотр ЗС ГО, подлежащего списанию, используют при этом необходимую техническую документацию (паспорт ЗС ГО, акты приемки выполненных работ текущих и капитальных ремонтов, заключение организации о состоянии ЗС ГО и журнал результатов проверок состояния ЗС ГО), а также данные бухгалтерского учета и другие материалы, устанавливают целесообразность списания ЗС ГО и его дальнейшего использования;
б) устанавливают конкретные причины списания ЗС ГО (физический износ, аварии, стихийные бедствия, реконструкция предприятий и др.);
в) определяют степень физического износа основных ограждающих и несущих строительных конструкций, защитных устройств, оборудования систем жизнеобеспечения ЗС ГО;
г) вносят предложения о привлечении к ответственности, установленной действующим законодательством, лиц, по вине которых преждевременно пришло в негодность ЗС ГО (при затоплении сооружения грунтовыми или паводковыми водами устанавливают и изучают причины затопления, оценивают своевременность и эффективность принятых мер по ликвидации причин затопления и протечек в сооружении);
д) определяют возможность использования отдельного оборудования, узлов, агрегатов и материалов списываемого ЗС ГО и производят их оценку.
5. По результатам работы комиссия составляет акт о списании ЗС ГО по установленной форме. К акту о списании ЗС ГО прилагаются:
а) заключение организации о состоянии ЗС ГО с технико - экономическим обоснованием нецелесообразности его восстановления, подтвержденное инженерными расчетами;
б) рекомендации по дальнейшему использованию ЗС ГО (перевод в группу противорадиационных укрытий, усиленных укрытий, использование только в хозяйственных целях, разборка сооружения);
в) заключение об агрессивности грунтовых вод, изменении их уровня (если таковые имеются на месте расположения сооружения);
г) особое мнение отдельных членов комиссии, не согласных с общим заключением комиссии.
При списании ЗС ГО, пришедших в негодность в результате аварии или стихийного бедствия, к акту о его списании прилагается копия акта об аварии или стихийном бедствии, подписанного председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующего субъекта Российской Федерации и утвержденного руководителем исполнительного органа власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Совета безопасности Омской области (протокол от ЧЧММГГ N) и на основании письма начальника управления по делам ГОЧС и МП Администрации Омского муниципального района Омской области о необходимости исполнения Распоряжения МЧС России от ЧЧММГГ N "О выполнении методических указаний по инвентаризации объектов гражданской обороны в Российской Федерации" распоряжением главы А. сельского поселения С.С. от ЧЧММГГ N была создана инвентаризационная комиссия в составе: О.В., начальник филиала МУП ЖКЖ; А.Ю., преподаватель. организатор ОБЖ; В.Г.- начальник цеха механизации, главный инженер ЗАО "П." (л.д.20).
Согласно заключению указанной инвентаризационной комиссии по непригодным для дальнейшей эксплуатации убежищам гражданской обороны, расположенным на территории А. сельского поселения от ЧЧММГГ, МОУ "СОШ", , ВС, вместимость 392 человек, год ввода эксплуатацию 19 ... Состоит на балансе А. сельского поселения, собственник - муниципальный район. Системы жизнеобеспечения неисправны. Двери закрываются не герметично. Система вентиляции не работает. Подвальное помещение не соответствует требованиям норм ИТМ ГО ( л.д.21)
Пункт 2.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2003 года N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" определяет, что в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается комиссия решением соответствующего должностного лица:
руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
В соответствии с п. 2.8 Правил комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО в соответствии с приложением N 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.
Таким образом, вопрос о принятии решения о снятии с учета ЗС ГО или об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО уполномочена рассматривать только комиссия, специально созданная для таких целей.
В материалах дела акт комиссии о принятии соответствующего решения отсутствует. Оснований признавать незаконным заключение инвентаризационной комиссии не было, однако на основании этого заключения должно быть принято решение: либо ЗС ГО подлежит списанию в тех случаях, когда восстановить его технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда это ЗС ГО не может быть использовано для защиты укрываемых или передано в установленном порядке другой организации.
Выдав предписание должностное лицо МЧС по сути вместо комиссии решило, что ПРУ подлежит восстановлению, не предоставив какого-либо заключения о состоянии ЗС ГО с технико - экономическим обоснованием целесообразности его восстановления, подтвержденное инженерными расчетами.
С 19 ... года по 20 ... год проверок по техническому состоянию, соблюдению нормативных актов по содержанию ПРУ школы не проводилось, в том числе и после 20 ... года. Собственник здания с указанного времени неоднократно менялся, что усматривается из Устава МКОУ "средняя общеобразовательная школа муниципального района", паспорта противорадиационного укрытия, заключения инвентаризационной комиссии.
Кроме того, суд не проверил, выделялись ли из районного бюджета по утвержденной Учредителем смете при казначейской системе исполнения бюджета денежные средства МКОУ "средняя общеобразовательная школа" муниципального района на восстановление ПРУ или нет, имелась у Учреждения возможность самостоятельно восстановить ПТУ, если в Уставе закреплено, что все доходы полученные Учреждением от деятельности поступают в районный бюджет, Учреждение не имеет права получать кредиты (займы).
Также суд не проверил возможность Учреждения без соответствующей методической помощи, самостоятельно завести требуемые журналы, проводить ТО, назначить ответственных лиц по количественному составу, возрасту, специальностям, личностным данным (отсутствие у женщин детей до 8 лет, инвалидности, медицинского образования, военной обязанности) в соответствии с требованиями нормативных актов, без проверки штатного расписания МКОУ "средняя общеобразовательная школа".
В пункте 4 ст.8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868) указано, что МЧС РФ осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.
Суд не проверил, оказывалась ли МКОУ "средняя общеобразовательная школа" муниципального района со стороны должностных лиц МЧС методическая помощь в восстановлении и поддержании в готовности ПРУ с 19 ... по 20 ... года или нет.
При указанных обстоятельствах постановление мирового судьи о наложении штрафа на МКОУ "средняя общеобразовательная школа" Омского муниципального района было вынесено преждевременно, без выяснения всех необходимых обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ.
Однако, в связи с истечением трехмесячного срока давности привлечения Учреждения к административной ответственности (ч.1,2 ст.4.5 КОАП РФ), оснований для возвращения дела мировому судье для повторного рассмотрения дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КОАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N21 Омского района Омской области от 24.12.2012 года в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения "общеобразовательная школа муниципального района Омской области" по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ - отменить, прекратив производство по делу, в связи с истечением срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности.
Копию постановления направить для сведения директору МКОУ "СОШ" А.Ю., в отдел надзорной деятельности по пожарному надзору Омского района Омской области
Председатель
Омского областного суда В.А. Ярковой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.