Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорную жалобу директора МКОУ "__" Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка N21 Омского района Омской области от 24.12.2012 года и на решение Омского районного суда Омской области от 20.03.2013 года, вынесенных в отношении муниципального казенного образовательного учреждения "__" по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N21 Омского района Омской области от 24.12.2012 года, которое решением Омского районного суда Омской области от 20.03.2013 года оставлено без изменения, МКОУ "__" было подвергнуто административному штрафу в размере __ рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ.
Как следует из постановления мирового судьи, в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения начальника территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области N/ГО от ЧЧММГГ в МКОУ "__" были выявлены нарушения специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления ГО и объектов ГО, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества ГО, а именно:
- учреждением, эксплуатирующим защитное сооружение ГО (ЗС ГО) противорадиационное укрытие, не разработан паспорт (ПРУ), заверенный организацией эксплуатирующей ЗС и органом по делам ГО и ЧС с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органом технической инвентаризации;
- окраска элементов инженерных систем внутри ЗС ГО (ПРУ) не соответствует предъявляемым требованиям (не окрашены воздухоотводы внутри помещений в белый цвет, в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды, в коричневый - трубы системы отопления);
- в ЗС ГО отсутствует эксплуатационно - техническая документация: паспорт убежища (ПРУ), журнал проверки состояния ПРУ, сигналы оповещения ГО, план перевода ЗС ГО на режим ПРУ, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава звена по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения ЗС ГО, инструкции по ТБ при обслуживании оборудования, по использованию СИЗ, по эксплуатации фильтровентиляционного и другого оборудования, правила пользования приборами, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медпомощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;
- ПРУ не имеет обозначения;
- аварийные безнапорные емкости для запаса питьевой воды отсутствуют;
- не проводятся планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, плановое техническое обслуживание специального оборудования и технических систем;
- маршруты движения к ЗС не обозначены указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время;
- для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно не были подготовлены: расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки, трафареты знаков и указателей, расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей, не назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним;
- системы жизнеобеспечения ЗС ГО (вентиляция, водоснабжение, канализация) не исправны;
- не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей.
В своей надзорной жалобе директор МКОУ "__" просит постановление отменить, а производство по делу прекратить. Считает, что подвальное помещение МКОУ "__" статуса противорадиационного укрытия не имеет, так как паспорт противорадиационного укрытия не соответствует требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 года N583, поскольку статус защитного сооружения объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. Кроме того, считает, что суд не проверил наличие у Учреждения возможности без соответствующей методической помощи самостоятельно завести требуемые журналы и проводить иные мероприятия.
Изучив материалы дела N 5-/2012, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю необходимым отменить постановление мирового судьи и решение районного суда по следующим обстоятельствам.
Часть 1 ст. 20.7 КОАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ в отношении юридического лица МКОУ "__" указанные требования закона судом были не соблюдены, поскольку не всем обстоятельствам по делу была дана надлежащая оценка.
Действительно, согласно техническому паспорту противорадиационного укрытия N__, введенного в эксплуатацию ЧЧММГГ, расположенного в подвальном помещении школы на __ учащихся с поэтажным планом подвала и экспликацией помещений объекта ГО (ПРУ), заверенные органами технической инвентаризации ГП Омский центр ТИЗ" инвентарный N__, документально зафиксированы основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения в подвальном помещении (канализация самотечная с выпуском сточных вод в выгреб, система приточно-вытяжной вентиляции, система отопления, система энергоснабжения от ТП, система водоснабжения от центральной линии совхоза).
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Согласно п. п. 1.2, 2.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2003 года N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружений по предназначению (соблюдению требований по эксплуатации защитных сооружений) пунктами 1.7, 1.8 Правил возложена на организации, на учете которых находятся сооружения.
Согласно п. 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Пунктом 1.4 Правил установлено, что для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.
В соответствии с п. 3.2.10 Правил элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета:
в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;
в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;
в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;
в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;
в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
в коричневый - трубы системы отопления.
Согласно п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация:
1. Паспорт убежища (ПРУ) с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений.
2. Журнал проверки состояния убежища (ПРУ).
3. Сигналы оповещения гражданской обороны.
4. План перевода ЗС ГО на режим убежища (ПРУ).
5. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации.
6. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.
7. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.
8. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО.
9. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО.
10. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО.
11. Инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования.
12. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты.
13. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами.
14. Инструкция по обслуживанию ДЭС.
15. Инструкция по противопожарной безопасности.
16. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО.
17. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ).
18. Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью.
19. Журнал учета работы ДЭС.
20. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования.
21. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
22. Список телефонов.
Пунктом 6.2.1 Правил предусмотрено, что обозначению подлежат все убежища и ПРУ. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в убежище (ПРУ).
Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы (п. 3.2.21).
Согласно п. 6.2.3 Правил техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают:
ТО N 1; ТО N 2; ТО N 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.
В соответствии с п. 1.2. требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (приложение N 3), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (л. д. 37) с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО (л. л. д. 46 - 70), заверенных органами технической инвентаризации.
Паспорт составляется в трех экземплярах: 1 экз. находится в убежище (укрытии), 2 экз. - в службе убежищ объекта, 3 экз. - в органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района).
Таким образом, вывод суда о том, что подвальное помещение МКОУ "__" имеет статут противорадиационного укрытия, установлен правильно.
Согласно Инструкции о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной МЧС РФ от 18.10.1996 года N1-38-4 и Госкомимуществом РФ от 05.11.1996 года NАР-13/7746, в п. 1 указано, что с учета организаций могут быть списаны ЗС ГО:
а) пришедшие в негодность и утратившие расчетные защитные свойства основных ограждающих и несущих строительных конструкций вследствие физического износа, аварий и стихийных бедствий;
б) в связи со строительством, расширением, реконструкцией, техническим переоснащением организаций или их отдельных зданий и сооружений.
При этом указанные ЗС ГО подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда они не могут быть использованы для защиты укрываемых или переданы в установленном порядке другим организациям.
В планах технического переоснащения и реконструкции организаций необходимо предусматривать восполнение списываемого фонда ЗС ГО.
Определение прочностных характеристик основных ограждающих и несущих строительных конструкций, как правило, проводит проектная организация, разработавшая проектно-сметную документацию списываемого ЗС ГО, или организация, имеющая лицензию на проведение таких работ.
Заключение организации о состоянии ЗС ГО и о нецелесообразности восстановительных работ на нем выдается на основе результатов непосредственного его осмотра, инженерных расчетов и технических испытаний элементов строительных конструкций неразрушающими методами контроля.
2. В организациях, входящих в систему органов государственной власти Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 настоящей Инструкции, с разрешения руководителя соответствующего органа государственной власти Российской Федерации.
В организациях, входящих в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 настоящей Инструкции, с разрешения руководителя органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Для определения состояния ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии.
В состав комиссии необходимо включать:
главного инженера или заместителя руководителя (председатель комиссии);
лиц, на которых возложена ответственность за сохранность ЗС ГО;
представителя органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления;
представителя территориального комитета по управлению государственным имуществом;
представителя организации, выдающей заключение о состоянии ЗС ГО.
4. Комиссии:
а) производят непосредственный осмотр ЗС ГО, подлежащего списанию, используют при этом необходимую техническую документацию (паспорт ЗС ГО, акты приемки выполненных работ текущих и капитальных ремонтов, заключение организации о состоянии ЗС ГО и журнал результатов проверок состояния ЗС ГО), а также данные бухгалтерского учета и другие материалы, устанавливают целесообразность списания ЗС ГО и его дальнейшего использования;
б) устанавливают конкретные причины списания ЗС ГО (физический износ, аварии, стихийные бедствия, реконструкция предприятий и др.);
в) определяют степень физического износа основных ограждающих и несущих строительных конструкций, защитных устройств, оборудования систем жизнеобеспечения ЗС ГО;
г) вносят предложения о привлечении к ответственности, установленной действующим законодательством, лиц, по вине которых преждевременно пришло в негодность ЗС ГО (при затоплении сооружения грунтовыми или паводковыми водами устанавливают и изучают причины затопления, оценивают своевременность и эффективность принятых мер по ликвидации причин затопления и протечек в сооружении);
д) определяют возможность использования отдельного оборудования, узлов, агрегатов и материалов списываемого ЗС ГО и производят их оценку.
5. По результатам работы комиссия составляет акт о списании ЗС ГО по установленной форме. К акту о списании ЗС ГО прилагаются:
а) заключение организации о состоянии ЗС ГО с технико - экономическим обоснованием нецелесообразности его восстановления, подтвержденное инженерными расчетами;
б) рекомендации по дальнейшему использованию ЗС ГО (перевод в группу противорадиационных укрытий, усиленных укрытий, использование только в хозяйственных целях, разборка сооружения);
в) заключение об агрессивности грунтовых вод, изменении их уровня (если таковые имеются на месте расположения сооружения);
г) особое мнение отдельных членов комиссии, не согласных с общим заключением комиссии.
При списании ЗС ГО, пришедших в негодность в результате аварии или стихийного бедствия, к акту о его списании прилагается копия акта об аварии или стихийном бедствии, подписанного председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующего субъекта Российской Федерации и утвержденного руководителем исполнительного органа власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пункт 2.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2003 года N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" определяет, что в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается комиссия решением соответствующего должностного лица:
руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.
В соответствии с п. 2.8 Правил комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО в соответствии с приложением N 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.
Таким образом, вопрос о принятии решения о снятии с учета ЗС ГО или об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО при возможности и целесообразности восстановления исправности всех систем ПРУ школы уполномочена рассматривать только комиссия, специально созданная для такой цели.
На основании этого заключения должно быть принято решение: либо ЗС ГО подлежит списанию в тех случаях, когда восстановить его технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также когда это ЗС ГО не может быть использовано для защиты укрываемых или передано в установленном порядке другой организации.
Составив акт проверки и выдав предписание, должностное лицо МЧС по сути вместо комиссии приняло решение, что ПРУ подлежит восстановлению, не предоставив какого-либо заключения о состоянии ЗС ГО с технико - экономическим обоснованием целесообразности его восстановления, подтвержденное инженерно-техническим расчетом и финансовой сметой.
С ГГ по ГГ проверок по техническому состоянию, соблюдению нормативных актов по содержанию ПРУ школы не проводилось, в том числе и после ГГ. Собственник здания с указанного времени менялся, что усматривается из Устава МКОУ "__", паспорта противорадиационного укрытия.
Кроме того, суд не проверил, выделялись ли из районного бюджета по утвержденной Учредителем смете при казначейской системе исполнения бюджета денежные средства МКОУ "__" на восстановление ПРУ или нет, имелась у Учреждения возможность самостоятельно восстановить ПТУ, если в Уставе закреплено, что все доходы полученные Учреждением от деятельности поступают в районный бюджет, Учреждение не имеет права получать кредиты (займы).
Также, суд не проверил возможность Учреждения без соответствующей методической помощи со стороны должностных лиц МЧС, в соответствии с требованиями нормативных актов, самостоятельно завести требуемые журналы, проводить ТО, назначить ответственных лиц по количественному составу, возрасту, специальным познаниям, личностным данным (отсутствие у женщин детей до 8 лет, инвалидности, медицинского образования, военной обязанности) , без изучения штатного расписания МКОУ "__" и личного состава коллектива школы.
В пункте 4 ст.8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868) указано, что МЧС РФ осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.
Согласно учетной карточке личной консультации гражданина, директору МКОУ "__" Н.А. ЧЧММГГ со стороны должностного лица МЧС доведены до сведения лишь требования к ПРУ.
В материалах дела отсутствуют сведения об оказании методической помощи со стороны МЧС по соблюдению требований к ПРУ, подбору ответственных лиц, правильному оформлению требуемых журналов и инструкций, не говоря уже о методическом руководстве по поддержанию в готовности ранее созданного ПРУ, об организации радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения в ПРУ школы.
Соответственно, из материалов дела следует, что должностные лица МЧС ограничились лишь исполнением обязанности по контролю в области ГО.
Распоряжение о проведении плановой выездной проверки юридического лица было принято ЧЧММГГ, в связи с чем, оснований для признания достаточным данного временного периода для приведения объектов ГУ, в том числе ПРУ, в надлежащее состояние, не имеется.
При указанных обстоятельствах судебные решения о наложении штрафа на МКОУ "__" были вынесены преждевременно, без выяснения всех необходимых обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ.
Установленные судом 1 и 2 инстанции обстоятельства недостаточны для признания юридического лица виновным в совершении указанного правонарушения
В связи с истечением трехмесячного срока давности привлечения Учреждения к административной ответственности (ч. 1, 2 ст. 4.5 КОАП РФ), оснований для возвращения дела мировому судье для повторного рассмотрения дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КОАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N21 Омского района Омской области от 24.12.2012 года и решение Омского районного суда Омской области от 20.03.2013 года, вынесенных в отношении муниципального казенного образовательного учреждения "__" по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.7 КОАП РФ - отменить, прекратив производство по делу, в связи с истечением срока давности привлечения юридического лица к административной ответственности.
Копию постановления направить для сведения директору МКОУ "__" Н.А., в отдел надзорной деятельности по пожарному надзору Омского района Омской области.
Председатель
Омского областного суда В.А. Ярковой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.