Председатель Омского областного суда В.А. Ярковой, рассмотрев надзорную жалобу Е.Г. на постановление мирового судьи судебного участка N79 САО г. Омска от 19.04.2013 года и на решение Первомайского районного суда г. Омска от 13.06.2013 года, вынесенных в отношении Е.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 15.4 КОАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N79 САО г. Омска от 19.04.2013 года, которое решение Первомайского районного суда г. Омска от 13.06.2013 года оставлено без изменения, Е.Г. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере __ рублей по ст. 15.4 КОАП РФ.
Как следует из постановления, Е.Г. , являясь директором ООО "__", нарушила срок предоставления в налоговый орган по месту учета сведений о закрытии ЧЧММГГ расчетного счета N__ в ОАО Банк филиал ОАО Банк в г. Омске.
В своей надзорной жалобе Е.Г. просит постановление и решение суда отменить, а производство по делу прекратить. Считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ликвидированное юридическое лицо не является налогоплательщиком. Законом не предусмотрена обязанность для ликвидированного ООО или его ликвидатора уведомления налогового органа о закрытии, после ликвидации общества, счета. Кроме того, юридическое лицо вообще может не закрывать счета при прекращении своей деятельности, и в таких случаях закрытие счетов осуществляется самой кредитной организацией.
Проверив доводы жалобы, рассмотрев материалы административного дела N 5-/2013, полагаю, что имеются основания для отмены постановления и решения районного суда в связи с наличием следующих обстоятельств.
Согласно ст. 26.11 КОАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении административного материала по ст. 15.4 КОАП РФ в отношении Е.Г. указанные требования закона судом 1 и 2
инстанций были нарушены, поскольку не все доказательства были надлежащим образом истребованы, проверены и оценены.
Ответственность по ст. 15.4 КОАП РФ предусмотрена за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.
Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.4 КОАП РФ несут только должностные лица государственных органов, должностные лица, являющиеся руководителями иных налогоплательщиков-организаций и налогоплательщики - индивидуальные предприниматели.
Согласно п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
В Федеральном законе от 08.08.2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ссылка на обязательность предъявления сведений о закрытии счета после ликвидации предпринимателя или юридического лица отсутствует.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность (т.е. способность иметь права и нести обязанности) юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи об его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Указанная норма права распространяется абсолютно на все обязанности. Таким образом, с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации ООО "Универсальные технологии" его обязанности, как налогоплательщика (так и все прочие обязанности), были прекращены.
В соответствии с Выпиской из государственного реестра юридических лиц (в материалах дела имеется) ЧЧММГГ была осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности ООО "__" в связи с его ликвидацией по решению учредителя. А через 2 дня, а именно ЧЧММГГ, в филиале ОАО Банк в г. Омске был закрыт расчетный счет Общества.
Следовательно, норма п. 1 ч. 2 ст. 23 ПК РФ уже не распространялась на Общество, поскольку юридическое лицо прекратило свою деятельность, соответственно расчетный счет, заявление о закрытии которого было подано, уже не использовался в предпринимательской деятельности.
Не основан на законе также довод суда о том, что Е.Г., являясь ликвидатором ООО "__" и имея полномочия по управлению делами, сохранила за собой обязанность по уведомлению налогового органа о закрытии счета после ликвидации Общества.
По смыслу ст. ст. 62,63 Гражданского кодекса РФ задачей ликвидатора (ликвидационной комиссии) является завершение деятельности юридического лица в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов. Следовательно, обязанности ликвидатора прекращаются с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей. При этом закрытие всех счетов общества не является необходимым условием для ликвидации организации.
Кроме того, юридическое лицо вообще может не закрывать счета при прекращении своей деятельности.
В таких случаях их закрытие осуществляется самой кредитной организацией на основании ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. ст. 407, 419 ГК РФ после получения банком от налогового органа сведений о том, что общество прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией (Письмо Центрального банка РФ от 26 января 2009г. N31-1-6/108 "О прекращении договора банковского счета, когда клиент юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ").
Семидневный срок, предусмотренный п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации для направления в налоговый орган письменного сообщения об открытии в банке расчетного счета, не может исчисляться ранее, чем организация или индивидуальный предприниматель получит сообщение банка об открытии или закрытии данного счета.
Таким образом, статья 15.4 КОАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, где субъектом данного правонарушения является руководитель организации - налогоплательщика, обязанность которого по представлению этой информации наступает после получения уведомления от банка о закрытии счета.
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении банком ОАО Банк сообщения клиенту о закрытии счета ООО "__".
Поскольку записи в Книге регистрации открытых счетов производятся банком, налогоплательщик не может знать дату совершения в ней записи о закрытии счета до получения соответствующего уведомления банка, следовательно, не может нести ответственность за нарушение установленного законом срока, о начале течения которого он точно не был осведомлен.
В то время в ИФНС сообщение о закрытии валютного рублевого счета ООО "__", произведенного ЧЧММГГ, было направлено банком ЧЧММГГ, то есть в установленный законом 5-дневный срок, после закрытия счета.
При таких обстоятельствах выводы судов 1 и 2 инстанции о виновности должностного лица ООО "__" Е.Г. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.4 КОАП РФ, являются необоснованными, поскольку факт нарушения ею установленного законом срока предоставления в налоговый орган информации о закрытии счета в банке и факт наличия у нее такой обязанности после ликвидации юридического лица, не были установлены.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КОАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N79 САО г. Омска от 19.04.2013 года и решение Первомайского районного суда г. Омска от 13.06.2013 года, вынесенные в отношении Е.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренным ст. 15.4 КОАП РФ - отменить, прекратив производство по делу, в связи с отсутствием в ее действиях состава указанного административного правонарушения.
Копию постановления направить для сведения Е.Г.
Председатель
Омского областного суда В.А. Ярковой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.