Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 15 сентября 2014 г. по делу N 33А-819/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Томашевича В.В. и Ракова А.В., при секретаре Санфирове В.И., с участием представителя заявителя Кашина М.С., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе военнослужащего войсковой части Кутько О. В. на решение Мирненского гарнизонного военного суда от 24 июня 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об оспаривании решений начальника территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее по тексту ЗРУЖО) об отказе ему в предоставлении жилого помещения и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В. и выступление представителя заявителя в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Кутько оспорил в суд решения начальника указанного территориального отделения ЗРУЖО от 30 мая 2014 года N 29-35/49 и N 29-22/60, в соответствии с которыми ему было отказано в предоставлении распределенного по избранному месту жительства жилого помещения в виде отдельной однокомнатной квартиры и он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции оставил заявление Кутько без удовлетворения.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Кутько подал апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить
и принять по делу новое решение, которое бы удовлетворяло его заявление.
В обоснование жалобы заявителем со ссылками на судебную практику и различные законодательные и нормативные правовые акты указывается, что выводы суда базируются на неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем приводятся следующие доводы.
В частности, при принятии оспариваемого решения суд первой инстанции оставил без должного внимания следующие обстоятельства.
Как подлежащий увольнению с военной службы по возрасту при общей выслуге свыше 10 лет, он имеет право на предоставление жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.
С 2008 года на основании решения Мирненского гарнизонного военного суда от 14 ноября того же года он состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
После расторжения в 2006 году брака он предпринял, в том числе в судебном порядке, исчерпывающие меры по разделу и обмену ранее предоставленного от Минобороны России его семье жилого помещения в Архангельской области, которое ввиду невозможности совместного проживания был вынужден оставить бывшей супруге, в связи с чем на основании решения Мирненского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2010 года ФГУ 607 КЭО ему была выдана соответствующая справка о сдаче жилья.
Ввиду необеспеченности каким-либо иным жилым помещением он осуществляет поднаем жилья.
Те обстоятельства, что родной сын и бывшая супруга со своим сыном от предыдущего брака отдельно остались проживать в указанной квартире и в последующем ее приватизировали, не могут служить препятствием для обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства, поскольку эти лица членами его семьи фактически не являются.
По мнению автора жалобы, действовавшее до утверждения приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма (далее по тексту Инструкция) законодательство не содержало запрета на обеспечение по избранному постоянному месту жительства жильем военнослужащих, которые утратили право пользования жилым помещением, предоставленным ранее по месту прохождения военной службы, и не могут выполнить условие о его фактической сдаче Минобороны России.
В связи с этим, как в заключение отмечает заявитель в жалобе, поскольку с принятием его на учет нуждающихся в жилых помещениях у него с военным ведомством жилищные правоотношения сложились в 2006-2009 годах, суд при разрешении спора по делу необоснованно применил положения указанной Инструкции.
В судебном заседании представитель заявителя поданную апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям поддержал, указав, что суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, по его мнению, суд не дал правовой оценки вступившему в законную силу решению Мирненского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2008 года, которым признано обоснованным нахождение заявителя на учете нуждающихся в получении жилых помещений по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
Выслушав выступление представителя заявителя и рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на точном применении норм материального и процессуального права.
По делу бесспорно установлено, что Кутько относится к числу военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет общую выслугу свыше 10 лет и подлежит увольнению с военной службы по возрасту.
В 1995 году от Минобороны России заявителю по месту службы на состав семьи из трех человек (он, жена - Чумак Т.Л. и сын жены - Чумак Д.А. ) для постоянного проживания была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 60,5 м2 . В последующем в данную квартиру в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма был вселен сын заявителя - Кутько В.О.
После расторжения в 2006 году брака, снятия в июне 2009 года с регистрационного учета по указанному адресу и оставления квартиры бывшей жене договор социального найма данного жилого помещения с согласия заявителя был переоформлен на Чумак Т.Л., которая вместе с сыном Кутько В.О. в 2009 году оформила право собственности на это жилье в порядке приватизации.
На основании решения жилищной комиссии войсковой части от 1 сентября 2008 года (протокол N 119) заявитель принят на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства.
После установления уполномоченным органом Минобороны России указанных обстоятельств в отношении квартиры , оспариваемыми решениями должностного лица заявителю было отказано в предоставлении жилого помещения в г. Мытищи и он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании подпункта "д" п. 10 Инструкции, то есть в связи с выявлением в представленных в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. ст. 59 и 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 этого же Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 14 данной статьи Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма в Вооруженных Силах РФ Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и специальные обязанности, в частности, по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать заявление с приложением к нему соответствующих документов, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче ранее занимаемого жилого помещения, полученного от Минобороны России.
Из положений ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет Минобороны России жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Закон возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Минобороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Минобороны России.
Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ, уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Муниципального Собрания муниципального образования " Архангельской области N 60 от 21 декабря 2005 года "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма установлена в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, судом установлено, что полученным ранее по месту службы от Минобороны России жилым помещением в г. Мирном, в котором он был обеспечен общей площадью более установленной учетной нормы, Кутько распорядился по своему усмотрению, оставив его своему сыну, бывшей супруге и ее сыну от предыдущего брака.
Поскольку освободить и сдать указанную квартиру военному ведомству в установленном порядке заявитель фактически не может, данное обстоятельство лишает возможности предоставить это жилое помещение другим военнослужащим и членам их семей.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что права требовать от военного ведомства повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении установленного ст. 53 ЖК РФ срока заявитель не может, в связи с чем оспариваемые им решения должностного лица об отказе в предоставлении распределенного по избранному месту жительства жилого помещения в г. Мытищи и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях являются обоснованными.
Иное понимание и толкование заявителем действующего законодательства по оспариваемому вопросу, отраженное им в апелляционной жалобе, о незаконности либо необоснованности состоявшегося судебного решения не свидетельствуют.
Что же касается выданной Кутько ФГУ 607 КЭО справки о сдаче жилья с отметкой об оставлении квартиры родственникам (бывшей жене), то судебная коллегия с учетом вышеизложенных обстоятельств исходит из того, что этот документ факт действительной сдачи заявителем военному ведомству ранее занимаемого жилого помещения не подтверждает.
О решении Мирненского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2008 года, на которое ссылается автор жалобы, было известно суду первой инстанции при принятии оспариваемого решения. Однако наличие такого судебного постановления, вопреки утверждению представителя заявителя в судебном заседании, об ошибочности решения суда не свидетельствует, поскольку вышеуказанные действия по оставлению квартиры родственникам, в результате которых Кутько фактически лишился возможности сдать жилье военному ведомству, были им совершены значительно позже - в июне 2009 года.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирненского гарнизонного военного суда от 24 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части Кутько О. В. об оспаривании решений начальника территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России об отказе ему в предоставлении жилого помещения и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.