Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.
судей: Храмцовой В.А., Вишняковой С.Г.
при секретаре Бубенщиковой Н.С.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску Алтайского края, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - Главалтайсоцзащита) на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 августа 2014 года
по делу по иску прокурора г.Новоалтайска Алтайского края в интересах Козловой Л. В. к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску Алтайского края, муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новоалтайска обратился в суд в интересах Козловой Л.В. с иском к Управлению социальной защиты населения по г.Новоалтайску, МУП г.Новоалтайска "НТС" в котором указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Новоалтайска, установлено, что Козлова Л.В. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Законом Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившим в силу с 24.07.2012, внесены изменения в п.4 ч.1 ст.3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно которым компенсация 50% расходов на оплату отопления предоставляется в пределах установленных нормативов потребления услуги и краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Краевые стандарты нормативной площади жилого помещения установлены постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действуют с 24.07.2012 года. Исходя из системного толкования приведенных норм, следует, что до ДД.ММ.ГГ года законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации, социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу до ДД.ММ.ГГ года, в том числе в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению в размере 50 % от начисленной суммы исходя из социальной нормы площади жилья в *** кв.м, при этом общая отапливаемая площадь квартиры составляет *** кв.м.
Решением Новоалтайского городского суда от 23.01.2014 года удовлетворены исковые требования прокурора о перерасчете денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ. За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена, в связи с чем, бездействие ответчиков является незаконным. Согласно сведениям МУП "НТС" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истице не выплачена денежная компенсация расходов по отоплению в сумме *** руб. На запрос прокурора Управление социальной защиты населения по "адрес" сообщило, что выплата указанной суммы реабилитированному лицу не произведена. В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены Козловой Л.В. без ограничения срока.
По изложенным основаниям, истец просил признать незаконными действия МУП г.Новоалтайска "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, исходя из площади жилья в *** кв.м; возложить на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету Козловой Л.В. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в *** кв.м за указанный период; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Козловой Л.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска "НТС" за спорный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску обязанность по выплате Козловой Л.В. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 августа 2014 года исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Козловой Л.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 50 % исходя из площади жилого помещения в *** кв.м.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Козловой Л.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом муниципального унитарного предприятия г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года.
На Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Козловой Л.В. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата произведенного муниципальным унитарным предприятием "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" перерасчета компенсации исходя из площади *** кв.м и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску просит отменить указанное решение суда и принять новое решение, настаивая на том, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг. Управление не отказывается от выплаты компенсации, которая будет произведена в установленном порядке по расчетам, представленным МУП "НТС". Ранее поступившие от этой организации суммы перерасчета, указанные в письме от ДД.ММ.ГГ, были восприняты как информационные, поскольку не позволяли определить, следует доплатить эти суммы, или удержать.
Ответчик обращает внимание коллегии на нарушение истцом срока обжалования в судебном порядке действий (бездействия) должностных лиц, предусмотренного в ч.1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Настаивает на применении в настоящем деле общего срока исковой давности.
Отсутствие в исковом заявлении расчета задолженности по компенсации не дает возможности установить наличие у истца нарушенного права, а также создает угрозу нарушения прав сторон в ходе дальнейшего исполнения решения суда в случае неправильного расчета указанной задолженности.
Считает, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой вероятность арифметической ошибки и, соответственно, нарушение прав государственного органа либо гражданина.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить, принять новое решение, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску Алтайского края.
В письменных возражениях прокурор г.Новоалтайска просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главалтайсоцзащиты - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Козлова Л.В. является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством *** N ***. В спорный период истица проживала в жилом помещении по адресу: "адрес", количество проживающих - ***.
Размер общей площади жилого помещения Козловой Л.В. составляет *** кв.м, что подтверждается выпиской из технического паспорта.
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску выписки по лицевому счету следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась Козловой Л.В. в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан *** - "реабилитированный".
Из письма начальника Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску от ДД.ММ.ГГ усматривается, что Козлова Л.В. является льготополучателем, общая площадь помещения составляет *** кв.м, льготная площадь - *** кв.м (л.д.15-17).
Следовательно, начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
Из письма МУП "НТС" от ДД.ММ.ГГ следует, что данной организацией произведен перерасчет денежного эквивалента меры социальной поддержки платы по отоплению из расчета за всю отапливаемую площадь за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ года, сумма перерасчета Козловой Л.В. составила *** руб.
В информации от ДД.ММ.ГГ Управление социальной защиты населения по "адрес" указало, что выплата компенсации реабилитированным гражданам на основании писем МУП "НТС" от ДД.ММ.ГГ года, ДД.ММ.ГГ не произведена.
В соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.5 ч.1 ст.2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей в период, указанный в исковых требованиях, реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50% расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бутовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.
Такие нормативы на территории г.Новоалтайска установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08.10.2008г. N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске". Согласно приложению N 1 к постановлению, по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяются как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
Следовательно, для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно не предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормы предоставления.
В отношении довода жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, что оно является ненадлежащим ответчиком и ответственность за правильность расчетов в соответствии с действующим законодательством не несет, судом в решении дано мотивированное суждение.
Довод ответчика о применении к заявленным требованиям срока исковой давности получил надлежащую оценку в решении суда.
Довод жалобы о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд с требованием в части признания действий Управления незаконными, подлежит отклонению, поскольку процессуальный истец обратился в суд с иском, предметом которого являлось требование о возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление, а не с заявлением об оспаривании действий органов власти, местного самоуправления, должностных лиц в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Требование истца было основано на незаконности действий ответчиков, выразившихся в нарушении ими законодательства, регулирующего порядок и основания предоставления реабилитированным лицам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, повлекшего за собой неверный расчет компенсации льготы истице.
Довод жалобы о том, что истцом не определен размер недополученной компенсации, также не может быть основанием для отмены состоявшегося решения суда, поскольку требование о взыскании определенной суммы истцом не было заявлено. Прерогатива в определении существа исковых требований принадлежит истцу (ч.2 ст.131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Наличие у истицы нарушенного права было установлено в ходе рассмотрения дела. Тот факт, что истице компенсация выплачивалась не в полном размере, следует из самого принципа расчета этой компенсации, размер которой в противоречии с законом ограничивался применением социальной нормы площади жилого помещения.
Утверждение ответчика о возможности нарушения прав истцов в случае неправильного расчета суммы компенсации носит предположительный и надуманный характер, поэтому также не может повлечь отмену оспариваемого решения.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из площади жилого помещения *** кв.м, в то время как общая площадь жилого помещения составляет *** кв.м.
Таким образом, установлено нарушение права истицы на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, которое должно быть восстановлено.
Доводы жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки, судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку резолютивная часть решения суда суждения об удовлетворении требований прокурора в части возложения на МУП г.Новоалтайска "НТС" обязанности по перерасчету Козловой Л.В. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в *** кв.м за указанный период не содержит, прокурором исковые требования в указанной части не поддерживались, МУП г.Новоалтайска "НТС" решение суда в указанной части не оспаривается.
Доводы жалоб о не рассмотрении судом ходатайства Главалтайсоцзащиты и Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску о понуждении прокурора предоставить расчет, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как прокурором требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге несостоятельна, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований, является правильным, основанным на нормах закона и подтвержденным материалами дела.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционных жалобах не содержится.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 августа 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.