Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Тарасовой О.Н., Варнавского В.М.,
при секретаре Горской О.В.
с участием прокурора Ануфриевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 11 августа 2014 года по делу
по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах ФИО1 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г.Барнаула Алтайского края обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об обязании предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в "адрес" жилой площадью не ниже 33 кв.м.
В обоснование исковых требований указал, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГ *** ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГ очередь ФИО1 в списках ***. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", прокурор просит обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в "адрес" жилой площадью не ниже 33 кв.м.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 11 августа 2014 года иск удовлетворен.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования - "адрес" не менее 33 кв.м по договору найма специализированного жилищного фонда.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что вывод суда об обязании предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края является преждевременным, поскольку права истца не нарушены. Предоставляя истцу жилье вне очереди, суд нарушил права неограниченного круга лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Суд не учел, что для исполнения решения суда необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Центрального района г.Барнаула просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Ануфриеву О.А., просившую решение суда оставить без изменения, истца ФИО1, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, обсудив доводы жалобы и возражения, не находит основании для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Чарышского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" ФИО1 - ФИО2 лишена родительских прав.
Решением Чарышского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" ФИО1 - ФИО3 лишен родительских прав.
Приказом Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГ *** ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по состоянию на ДД.ММ.ГГ ее номер в списке ***.
Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФИО1 прав на недвижимое имущество на территории Алтайского края не имеет.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что ФИО1 в установленном порядке обратилась за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, на момент обращения имела право на предоставление жилого помещения, однако, такое жилье ей не предоставлено. Органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не обеспечили истца жилым помещением, не исполнив своих обязательств.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, а доводы апелляционной жалобы о предоставлении жилья истцу в порядке очередности не основанными на нормах материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1, 3 п. 1, пунктов 3, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона.
При этом ни статья 8 Федерального закона, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вывод суда об обязании предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда "данные изъяты" является преждевременным, поскольку права истца не нарушены, предоставляя истцу жилье вне очереди, суд нарушил права неограниченного круга лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, а также, что суд не учел, что для исполнения решения суда необходим срок для проведения мероприятий по приобретению жилых помещений и предоставлению их по договорам найма специализированного жилого помещения, судебная коллегия находит несостоятельными.
Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Алтайского края от 31.12.2004 N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена законодательством в зависимость от наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Иных доводов, которые могли бы непосредственно повлиять на существо оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 11 августа 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.