Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Петровой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах Грек В. Е. к Военному комиссариату Алтайского края о перерасчете пенсии
по апелляционной жалобе ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения представителя Военкомата Алтайского края Масловой Т.А., представителя Военного прокурора Хомусько А.Э., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.Д. являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, проходил службу в Вооруженных Силах СССР в воинских частях, входивших в состав действующей армии, принимавших участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
ДД.ММ.ГГ Г.Д. умер.
ДД.ММ.ГГ супруга Г.Д. - Грек В.Е. обратилась в Военный комиссариат Алтайского края с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Решением пенсионного органа Грек В.Е. с ДД.ММ.ГГ назначена пенсия по случаю потери кормильца Г.Д., умершего в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в суд в интересах Грек В.Е. с иском к Военному комиссариату Алтайского края о признании права истицы на повышенный размер пенсии в соответствии п. "г" ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как члена семьи участника ВОВ из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" с момента назначения ей пенсии по случаю потери кормильца; возложении обязанности произвести перерасчет пенсии Грек В.Е. с апреля 2000 года по декабрь 2007 года с учетом ежемесячного повышения в размере 100% минимального размера пенсии по старости, а с ДД.ММ.ГГ по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, и выплатить недоплаченные денежные средства; возложении обязанности выплачивать Грек В.Е. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 ФЗ в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения пенсионного законодательства, в ходе которой установлено, что с апреля 2000 года истица состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Алтайского края и получает пенсию по случаю потери кормильца. При этом в нарушение требований закона ответчик не произвел перерасчет пенсии и выплачивает пенсию Грек В.Е. без учета повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Военный комиссариат Алтайского края возражал против удовлетворения иска, указывая на отсутствие у истицы права на повышение пенсии, заявительный характер перерасчета пенсии.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 августа 2014 года исковые требования удовлетворены частично.
За Грек В.Е. признано право на повышение размера пенсии в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", как за членом семьи участника Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
На Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность произвести перерасчет и выплатить Грек В.Е. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", с 01 мая 2000 года по 31 декабря 2007 года с учетом ежемесячного повышения в размере 100% минимального размера пенсии по старости, с января 2008 года по день вынесения решения суда в размере 32% расчетного размера пенсии, устанавливаемого в размере социальной пенсии; а также выплачивать в последующем Грек В.Е. пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" в размере 32% расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Военный комиссариат Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что правом на повышение пенсии на основании п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 обладают лица, в отношении которых состоялись наступившие события, обусловленные приобретением права на подобное повышение (присвоение соответствующего звания, непосредственное участие в боевых действиях или в проведении контртеррористических мероприятиях и т.д.), что полностью корреспондирует нормам Федерального закона "О ветеранах". Из положений статьи 45 указанного закона не вытекает право членов семьи умершего, которые не являются участниками ВОВ и не имеют особых заслуг перед отечеством, на повышение пенсии, при этом повышение пенсии устанавливается на основании выданных в установленном порядке документов, подтверждающих соответствующий статус получателя пенсии. Судом не учтено, что истице как родившейся до ДД.ММ.ГГ, произведено повышение пенсии на 16% расчетного периода пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона, без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года или стаж работы в период ВОВ. Перерасчет пенсии носит заявительный характер, однако с таким заявлением Грек В.Е. не обращалась, копию удостоверения члена семьи умершего участника ВОВ не представила.
В возражениях на апелляционную жалобу Военный прокурор Барнаульского гарнизона просит отказать в удовлетворении жалобы, оставив принятое судом решение без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата Алтайского края Маслова Т.А. на доводах жалобы настаивала, представитель Военной прокуратуры Барнаульского гарнизона Хомусько А.Э. полагал вынесенное по делу решение законным и обоснованным; Грек В.Е. надлежаще извещенная о слушании дела, в суд апелляционной инстанции не явилась, в соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Указанный Закон Российской Федерации предусматривает три вида пенсий, два из которых - пенсию по инвалидности и пенсию за выслугу лет - получают сами военнослужащие, а третий вид пенсий - по случаю потери кормильца - в соответствии со статьей 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона Российской Федерации.
В соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 N4468-1 (в редакции на момент назначения истице пенсии) пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины из числа военнослужащих, проходивших службу в составе действующей армии, и партизан; участникам Великой Отечественной войны из числа лиц вольнонаемного состава, воспитанников и юнг действующей армии; участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 Закона.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 319-ФЗ внесены изменения в пункт "г", согласно которым пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 вышеуказанного Закона.
Федеральным законом от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ в ту же норму были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2008 года, согласно которым назначаемые в соответствии с этим Законом пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона.
В силу ст. 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
Таким образом, вывод суда о наличии у истицы права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан на основании подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что надбавка, установленная пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона Российской Федерации, определяющей право на повышение пенсионных выплат.
Аналогичный вывод вытекает и из содержания абз. 5 ст. 46 вышеуказанного Закона Российской Федерации, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, повышение пенсии в силу п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации предусмотрено не только для самих участников Великой Отечественной войны, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что повышение пенсии производится только лицам, являющимся участникам Великой Отечественной войны и другим категориям граждан, перечисленным в этой статье, не основаны на нормах закона и противоречат положениям ст. ст. 29, 45, 46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом при разрешении спора не применены положения ст. 55 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 о заявительном характере перерасчета пенсии, не может являться основанием для отмены судебного решения, поскольку указанное повышение было предусмотрено законом для участников Великой Отечественной войны уже на момент назначения истице пенсии, в связи с чем повышение должно быть назначено и выплачиваться ей с момента назначения пенсии. Вместе с тем в нарушение действующего законодательства ответчик с 01 мая 2000 года производил назначение и выплату Грек В.Е. пенсии без учета повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993.
Безосновательной является и ссылка в апелляционной жалобе на то, что истице как родившейся до ДД.ММ.ГГ произведено повышение пенсии на 16% расчетного периода пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993.
В соответствии со ст. 46 Закона при наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, учитывая, что выплата пенсии Грек В.Е. производилась с учетом повышения, предусмотренного п. "д" ст. 45 Закона (которое является меньшим по размеру, чем повышение, предусмотренное п. "г" ст. 45 Закона), указал на необходимость учета ранее выплаченных сумм указанного повышения при перерасчете пенсии.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой установил имеющие значение для дела обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и дал им мотивированную оценку в судебном решении. При этом нарушений норм материального права и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, суд не допустил.
Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы по доводам, в ней изложенным, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Военного комиссариата Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 августа 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.