Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Коробченко Н.В.,
судей областного суда Сухачевой Т.Ю., Губернаторова Ю.Ю.,
при секретаре Искандарян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коробченко Н.В.
дело по апелляционной жалобе истца Иноземцева А.И.
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2014 года
по исковому заявлению Иноземцева А.И. к Правительству Астраханской области, Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области
о признании свидетельства недействительным, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛА:
Иноземцев А.И. обратился в суд с иском к Правительству Астраханской области, Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о признании свидетельства недействительным, взыскании денежных средств.
В обоснование заявленных требований, истец указывает, что вследствие полученной травмы при исполнении обязанностей во время прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 1959 года по 1961 год он был признан инвалидом 2 группы. В 2007 году в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" ему было выдано свидетельство о выдаче жилищной субсидии на приобретение (строительства) жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей.
Истец полагает, что выделенные денежные средства не позволяют ему приобрести жилье в "адрес", органы государственной власти наверно определили размер субсидии из расчета 18 кв.м., в то время как ему полагается - 36 кв.м.
На основании изложенного, Иноземцев А.И. просит суд признать недействительным (ничтожным) свидетельство от 26 ноября 2007 года N168, взыскать в его пользу денежные средства за недостающие 18 кв.м.
Истец Иноземцев А.И. в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Представители ответчиков Правительства Астраханской области Сазонова С.А., Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Королева И.П. просили суд отказать в удовлетворении иска.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2014 года исковые требования Иноземцева А.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Иноземцев А.И. ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права и нарушения процессуального закона. По мнению истца, у суда не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении иска, поскольку предоставление жилого помещения из расчета 18 кв.м. определено незаконно, ему полагается 36 кв.м. В обоснование доводов жалобы истец указывает, что при подписании им заявления о включении его в состав кандидатов на получение социальной поддержки (жилищной субсидии) в 2007 году по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", органы государственной власти ввели его в заблуждение относительно размера выплаты.
Заслушав докладчика, истца Иноземцева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков Правительства Астраханской области Сазонову С.А., Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Королеву И.П., возражавших по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Статьей 14 Федерального закона "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
На основании части 1 статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Иноземцев А.И. является инвалидом 2 группы вследствие военной травмы, которую получил при исполнении служебных обязанностей в период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии с 1959 года по 1961 год.
Распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с заявлением Иноземцева А.И. от ДД.ММ.ГГГГ, на основании совместного распоряжения Министерства строительства и дорожного хозяйства, Министерства социального развития и труда Астраханской области от 26 ноября 2007 года N235/14, в соответствии с Законом Астраханской области от 10 октября 2006 года N75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" за счет средств федерального бюджета, выделенных Астраханской области, Правительством Астраханской области истцу выдано свидетельство 26 ноября 2007 года N168 о включении его в список получателей мер социальной поддержки на улучшение жилищных условий в 2007 году и возникновения у него права на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья на территории Астраханской области в размере "данные изъяты" рублей.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года с использованием денежных средств, выделенных в качестве меры социальной поддержки, Иноземцевым А.И. была приобретена двухкомнатная благоустроенная "адрес", расположенная по адресу "адрес", общей площадью 40,4 кв.м.
Право собственности истца на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ за N N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N.
Распоряжением главы администрации МО "Город Камызяк" от 28 апреля 2008 года Иноземцев А.И. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении, поскольку им было реализовано право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Разрешая спорные правоотношения и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для перерасчета предоставленной Иноземцеву А.И. субсидии в связи с принятием Федерального закона от 29 июня 2009 года N135-ФЗ и пришел к выводу о соблюдении органами государственной власти субъекта порядка выделения меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с положениями законодательства, действовавшего на момент возникновения права истца.
Федеральными законами от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности, по обеспечению их жильем, передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации с перечислением им соответствующих средств в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с которыми форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, право определять форму предоставления мер социальной поддержки (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) и субсидий предоставлено субъектам Российской Федерации.
Принимая во внимание, что порядок предоставления Иноземцеву А.И. меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения органами государственной власти субъекта соблюден, размер субсидии определен в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Законом Астраханской области от 10 октября 2006 года N75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", в редакции, действовавшей на момент принятия органами государственной власти соответствующего решения 26 марта 2008 года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для увеличения объема меры социальной поддержки в связи с изменением федерального законодательства и признания свидетельства от 26 ноября 2007 года N168 недействительным.
Доводы жалобы истца о том, что органами государственной власти субъекта он был введен в заблуждение относительно размера единовременной выплаты не состоятельны и опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Мера социальной поддержки по обеспечению жильем на основании Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" в 2007 году определялась исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 сентября 2007 года N91 "О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2007 года" средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Астраханской области на 4 квартал 2007 года была установлена в размере 16650 рублей.
Ссылка в жалобе Иноземцева А.И. о том, что ему должна быть выделена единовременная выплата исходя из норматива общей площади 36 кв.м. основана на неправильном толковании норм законодательства, поскольку мера социальной поддержки была выделена истцу до момента принятия Федерального закона от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 и 23.2 Федерального Закона "О ветеранах", которым размер площади увеличен с 18 кв.м. до 22 кв.м., а также до принятия Федерального закона от 29 июня 2009 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающего площадь 36 кв.м.
Принимая во внимание, что размер субсидии был известен Иноземцеву А.И. 26 ноября 2007 года, с настоящим иском он обратился в суд 21 мая 2014 года, суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям срок исковой давности и обоснованно на основании статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении иска.
Иные доводы жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся обоснованные и мотивированные выводы.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Иноземцева А.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.