Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Костиной Л.И.,
судей Конышевой И.Н., Лапшиной Л.Б.,
при секретаре Досаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановой А. В., действующей за себя и за несовершеннолетнюю Иванову Д. А., к администрации г. Астрахани о признании права собственности на жилое помещение
по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Иванова А.В., действуя за себя и за несовершеннолетнюю Иванову Д.А., обратилась в суд с иском к администрации г. Астрахани, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации г. Астрахани выдан ордер на вселение семьи Зацепиной В.С., членом которой она являлась, в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В настоящее время по указанному адресу постоянно проживают и зарегистрированы Зацепина В.С., она и ее дочь - Иванова Д.А., 2009 года рождения.
Поскольку администрация г. Астрахани отказала ей в приватизации занимаемого жилого помещения в связи с тем, что объект недвижимости не является муниципальной собственностью, истец, считая позицию ответчика незаконной и необоснованной, просила признать за ней и несовершеннолетней Ивановой Д.А. право собственности на "адрес" в г. Астрахани.
В судебном заседании Иванова А.В. не участвовала. Ее представитель Кальнова О.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика - администрации г. Астрахани, третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Федерального государственного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани",третьи лица - Зацепина В.С., Зацепин В.Л. в судебном заседании не участвовали.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 18 июня 2014 года исковые требования Ивановой А.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным ввиду нарушения норм материального права и несоответствия изложенных в нем выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В суд апелляционной инстанции Иванова А.В., представители администрации г. Астрахани, ФГСУВУ "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани", Зацепина В.С., Зацепин В.Л., не явились. Учитывая, что указанные лица извещены о времени и месте судебного заседании, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области Галыгина А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя истца Кальновой О.В., считавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Иванова (Зацепина) А.В. поставлена на регистрационный учет по адресу: "адрес".
Судом первой инстанции установлено, что вышеуказанное жилое помещение, занимаемое истцом и ее несовершеннолетней дочерью, является федеральной собственностью.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд мотивировал свои выводы тем, что не предоставлено доказательств того, что спорное жилое помещение отнесено к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, в соответствии с порядком и требованиями, установленными частью 2 статьи 90 ЖК РФ, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, и не может быть приватизировано.
С указанными выводами суда согласиться нельзя.
Из выписки из реестра федерального имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением исполнительного комитета N от ДД.ММ.ГГГГ введено в эксплуатацию здание общежития на 450 мест по "адрес".
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с приказом Министерства общего и среднего образования Российской Федерации N 3252/348 от 26.12.98г. "О реорганизации ПТУ N 29" здание общежития передано в федеральную собственность и в настоящее время находится в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением "Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Астрахани".
В силу положений, содержащихся в статьях 99, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения, к которым относятся и общежития, предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договору найма специализированного жилого помещений одна сторона - собственник специализированного жилого помещений или уполномоченное им лицо обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещений за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Статьей 39 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности.
Государственная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.
Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан приобрести в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, занимаемые ими на условиях социального найма.
В соответствии со статьей 4 указанного Закона жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
Статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежития, и переданы в ведения органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Вместе с тем, "адрес" не является объектом собственности муниципального образования "Город Астрахань", следовательно, исполнительный орган муниципальной власти не вправе распоряжаться имуществом, ему не принадлежащим.
Поскольку здание по "адрес" введено в эксплуатацию как общежитие для учащихся образовательного учреждения в 1980 году, правила отнесения данного объекта недвижимости к специализированному жилому фонду, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006г. N 42, вопреки выводам суда первой инстанции, в настоящем случае не применимы.
При указанных обстоятельствах выводы суда об удовлетворении исковых требований о признании за Ивановой А.В., Ивановой Д.А.права собственности на жилое помещение специализированного жилищного фонда нельзя признать законными и обоснованными.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение норм материального права.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, но постановленное судом решение об удовлетворении искового заявления не отвечает требованиям закона об его законности и обоснованности, оно подлежит отмене с вынесением в этой по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 15 июля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Ивановой А. В. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на жилое помещение - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.