Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Усенко О.А., Обносовой М.В.,
при секретаре Выстроповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко О.А.
дело по апелляционному представлению прокурора Камызякского района Астраханской области на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 08 августа 2014 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области о принудительной госпитализации больного туберкулезом Игнатова Виктора Анатольевича,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд с
заявлением в интересах неопределенного круга лиц о принудительной госпитализации больного туберкулезом Игнатова В.А., указав, что последний состоит на учете у фтизиатра ГБУЗ АО "Камызякская ЦРБ" с января 2013 года с диагнозом: "данные изъяты" Больной находился на стационарном лечении с 26 января 2013 года по 04 марта 2013 года, получал лечение противотуберкулезными препаратами, выписан для продолжения курса лечения по месту жительства в амбулаторных условиях. Однако самовольно прервал лечение, на прием к врачу не являлся, не обследовался, противотуберкулезные препараты не получает, злоупотребляет спиртными напитками. В связи с данным заболеванием Игнатов В.А. нуждается в лечении в специализированном противотуберкулезном учреждении, однако уклоняется от обследования и лечения, ведет образ жизни, связанный с общением с неограниченным кругом лиц и подвергает опасности их жизнь и здоровье.
В судебном заседании помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Канатова Н.В. доводы заявления поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ГБУЗ АО "Камызякская РБ" Любина В.В. согласилась с заявленными требованиями.
Игнатов В.А. против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 08 августа 2014 года заявление прокурора Камызякского района Астраханской области удовлетворено. Судом постановлено госпитализировать Игнатова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ГБУЗ Астраханской области "Областной противотуберкулезный диспансер" для обследования и лечения. Исполнение данного решения поручено ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области, ГБУЗ Астраханской области "Областной противотуберкулезный диспансер".
В апелляционном представлении прокурор Камызякского района Астраханской области ставит вопрос об изменении решения суда в части возложения его исполнения на медицинское учреждение и органы полиции, указав, что данный вывод суда подлежит исключению из резолютивной части решения как незаконный, поскольку Федеральный закон от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" не содержит норм, возлагающих обязанность по исполнению судебных актов о принудительной госпитализации больных туберкулезом на специализированные медицинские учреждения и органы полиции, а аналогия закона здесь не применима, так как в силу прямого указания части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ подлежит исполнению должностными лицами Федеральной службы судебных приставов.
Учитывая надлежащее извещение, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Игнатова В.А.
Заслушав докладчика, выслушав прокурора Дюйсембееву Э.М.., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя ГБУЗ АО "Камызякская РБ" по доверенности Любину В.В. , оставившую вопрос об удовлетворения представления на усмотрение суда, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно выписки из медицинской карты амбулаторного больного, Игнатов В.А. с января 2013 года состоит на учете диагнозом: "данные изъяты" Находился на стационарном лечении с 26 января 2013 года по 04 марта 2013 года, получал лечение противотуберкулезными препаратами, выписан для продолжения курса лечения по месту жительства в амбулаторных условиях.
Однако от лечения уклоняется, на прием к врачу не являлся, не обследовался, противотуберкулезные препараты не получает, нуждается в принудительном лечении и обследовании в специализированном учреждении.
Согласно заявлению врача-фтизиатра ГБУЗ АО "Камызякская РБ", больной нуждается в принудительном лечении в специализированном противотуберкулезном учреждении.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявления, поскольку Игнатов В.А. страдает заразной формой туберкулеза и уклоняется от лечения данного заболевания, представляющего опасность как для самого больного, так и для окружающих.
Вместе с тем, принимая решение о принудительной госпитализации больного туберкулезом Игнатова В.А. , суд пришел к выводу о том, что его исполнение следует поручить ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области, ГБУЗ Астраханской области "Областной противотуберкулезный диспансер".
Данный вывод суда не может быть признан правильным по следующим основаниям.
Правоотношения в сфере принудительной госпитализации больного туберкулезом в противотуберкулезное медицинское учреждение регулируются Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Названный Закон не содержит норм, возлагающих обязанность по исполнению судебных актов о принудительной госпитализации больных туберкулезом на специализированные медицинские учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1295-03 предусмотрено, что в очагах туберкулеза с целью его локализации и предупреждения распространения заболевания специалисты лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждений проводят санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе госпитализацию больного туберкулезом.
Из приведенных норм следует, что в случае необходимости больные туберкулезом подлежат госпитализации в специализированные медицинские учреждения в установленном порядке. Положений, обязывающих эти медицинские учреждения исполнять судебные акты о принудительной госпитализации, приведенные нормы не содержат.
Ввиду отсутствия федерального закона, в соответствии с которым судебный акт о принудительной госпитализации больного туберкулезом в медицинское учреждение подлежал бы исполнению медицинским учреждением, в силу прямого указания части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ подлежит исполнению должностными лицами Федеральной службы судебных приставов.
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ предусматривает, что исполнительные документы подлежат исполнению иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами лишь тогда, когда федеральным законом на них возложена такая обязанность, во всех остальных случаях принудительное исполнение судебных актов осуществляется судебными приставами-исполнителями.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции", возлагающий на органы полиции обязанность оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские учреждения, также не устанавливает компетенцию иных органов в сфере исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Прокурором требование о возложении на медицинское учреждение и органы полиции исполнения решения о принудительной госпитализации больного туберкулезом не заявлялось.
При таких обстоятельствах подлежит исключению из резолютивной части решения суда указание о поручении исполнения решения ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области, ГБУЗ Астраханской области "Областной противотуберкулезный диспансер".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
исключить из резолютивной части решения Камызякского районного суда Астраханской области от 08 августа 2014 года указание о поручении его исполнения ОМВД России по Камызякскому району Астраханской области, ГБУЗ Астраханской области "Областной противотуберкулезный диспансер".
В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.