Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Безуха А.Н., Аняновой О.П.
при секретаре Тягнирядно Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макеева В.В. об оспаривании решения Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области
по апелляционной жалобе Макеева В.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 5 июня 2014 г.,
заслушав доклад судьи Безуха А.Н., объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области Коптевой Л.Н., считающей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Макееву В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый номер N, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения с местоположением: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Макеев В.В. обратился в администрацию Дубовского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта - село Репное Дубовского сельского поселения и изменении вида разрешенного использования земельного участка - на вид - для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Дубовского сельского поселения Макееву В.В. разъяснено, что в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ N администрация не правомочна в решении вопроса о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Апелляционным определением Белгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: "признать незаконным бездействие администрации Дубовского сельского поселения Белгородского района Белгородской области выразившееся в ненаправлении в исполнительный орган государственной власти Белгородской области заявления Макеева В.В. о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования, а также прилагаемых к нему документов, включая заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта. На администрацию Дубовского сельского поселения Белгородского района Белгородской области возложена обязанность в течение "данные изъяты" дней с момента вступления решения в законную силу подготовить заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый номер N, в границы населенного пункта Дубовского сельского поселения, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка; направить его вместе с заявлением Макеева В.В. и приобщенными к нему документами в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Белгородской области".
Во исполнение апелляционного определения администрацией Дубовского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ пакет документов был направлен в Департамент имущественных и земельных отношений.
Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу признано незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, выразившееся в не рассмотрении заявления Макеева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ о включении земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования, а также прилагаемых к нему документов, включая заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта. На Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области возложена обязанность рассмотреть вышеуказанное заявление Макеева В.В. от ДД.ММ.ГГГГ и по результатам рассмотрения направить ответ заявителю.
ДД.ММ.ГГГГ Макееву В.В. направлен ответ со ссылкой на законодательство, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ у исполнительных органов власти субъектов отсутствуют полномочия по принятию решений о включении земельных участков в черту населенных пунктов. Полномочиями по утверждению генеральных планов, в том числе по внесению изменений в генеральные планы поселений наделены представительные органы местного самоуправления.
Макеев В.В. обратился в суд и просил признать незаконным отказ Департамента принять решение о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования, с возложением на Департамент обязанности подготовить проект соответствующего распоряжения Правительства Белгородской области о включении земельного участка в границы населенного пункта с. Репное и изменении вида разрешенного использования с передачей проекта на подпись Губернатору. Указал на то, что на момент его обращения ДД.ММ.ГГГГ решение вопроса было отнесено к подведомственности Департамента.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Макеев В.В. просит решение отменить и принять новое об удовлетворении требований. Приводит доводы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального права.
Выслушав представителя, проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, материалов гражданских дел Свердловского районного суда г. Белгорода N, Октябрьского районного суда г. Белгорода N, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что, исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что с ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области не наделен полномочиями по разрешению поставленного заявителем вопроса о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта село Репное.
С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии с ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
На основании ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Таким образом, исходя из анализа названных норм, суд пришел к правильному выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области утратил полномочия на разрешение по существу вопроса о включении в границы села Репное Белгородского района принадлежащего заявителю земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, генеральный план застройки Дубовского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области был принят и утвержден решением Земского собрания Дубовского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" Белгородской области второго созыва "Об утверждении Генерального плана Дубовского сельского поселения N от ДД.ММ.ГГГГ.
При наличии указанного плана, изменение границ населенных пунктов может осуществляться только путем внесения изменений в указанный генеральный план в соответствии с Градостроительным кодексом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения или городского округа.
В силу изложенного, с ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по принятию решений о включении земельных участков в черту населенных пунктов, наделены органы местного самоуправления.
Таким образом, при отсутствии у Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области полномочий на включение земельного участка в черту населенного пункта, ответом со ссылкой на указанное обстоятельство не нарушаются права заявителя, поэтому совокупности условий для признания незаконными действий Департамента не имеется.
При изложенных обстоятельствах, доводы апеллянта о том, что имеется альтернативная процедура присоединения земельных участков сельскохозяйственного назначения к населенным пунктам, противоречит вышеупомянутым нормам материального права.
Ссылка в жалобе на то, что ранее Октябрьским районным судом города Белгорода был разрешен вопрос о наличии полномочий у Департамента для рассмотрения заявления Макеева В.В. противоречит фактическим обстоятельствам.
Действительно, решением Октябрьского районного суда г. Белгорода по делу N на Департамент возложена обязанность по рассмотрению заявления Макеева В.В. и дачи на него ответа. Исходя из содержания принятого по указанному делу решения от ДД.ММ.ГГГГ, судом рассматривался спор о бездействии Департамента по не рассмотрению заявления. В настоящее время ответ Макееву В.В. дан, заявление рассмотрено.
Довод апелляционной жалобы о том, что его обращение должно было быть рассмотрено в соответствии с нормами законодательства действовавшего на период первоначального обращения не влияют на правильность принятого решения.
Исходя из содержания положений ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" полномочия о включении земельных участков в границы населенных пунктов были предоставлены исполнительным органом государственной власти субъектов до утверждения генеральных планов поселений, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Как было указано ранее, генеральный план Дубовского сельского поселения был утвержден в декабре ДД.ММ.ГГГГ года. Поэтому, на момент первоначального обращения у органа исполнительной власти указанных полномочий так же не имелось. С момента утверждения генерального плана поселения полномочия при включении в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения ограничивались исключительно согласованием.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 5 июня 2014 г. по делу по заявлению Макеева В.В. об оспаривании решения Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.