Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Макеевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательной комиссии Брянской области об отмене постановления избирательной комиссии Брянской области от 22 сентября 2014 года N160/1349-5 "Об общих результатах выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва" в части подведения результатов выборов по Володарскому одномандатному избирательному округу N9",
УСТАНОВИЛ:
14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на основании постановления Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N5-1680 "О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва", текст которого опубликован в областной газете "Брянская учительская газета" N21(584) от 12 июня 2014 года.
Постановлением избирательной комиссии Брянской области N160/1349-5 от 22 сентября 2014 года выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва признаны состоявшимися и действительными. По Володарскому одномандатному избирательному округу N9 депутатом Брянской областной Думы избран Такваров Я.Т.
Избирательная комиссия Брянской области обратилась в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии Брянской области от 22 сентября 2014года N160/1349-5 "Об общих результатах выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва" в части подведения результатов выборов по Володарскому одномандатному избирательному округу N9. В обоснование заявленных требований указано, что 24 сентября 2014года получена информация из УФМС России по Брянской области, согласно которой, паспорт гражданина Российской Федерации Такварова Я.Т. признан необоснованно выданным и подлежащим изъятию. В соответствии со статьей 4 Федерального закона N67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Такваров Я.Т. не обладает избирательными правами. Постановление избирательной комиссии о результатах выборов по Володарскому одномандатному избирательному округу N9 должно быть отменено на основании подпункта "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В судебном заседании представитель избирательной комиссии Брянской области Володин А.А. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям.
Такваров Я.Т. и его представитель Акуленко Т.М., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признали, суду пояснили, что на момент проведения регистрации избирательных списков депутатов, а также на момент проведения выборов 14 сентября 2014года, Такваров Я.Т. являлся гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, выданным 11 августа 2008года и ответом УФМС России по Брянской области в адрес территориальной избирательной комиссии Володарского района г. Брянска от 25 августа 2014года по факту проверки установочных сведений кандидатов.
Представители территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска Шемяков С.А. и Покора Н. М. полагали заявленные требования обоснованными, суду пояснили, что регистрация Такварова Я.Т. кандидатом в депутаты осуществлялась по представленным документам, в том числе и предъявленному кандидатом паспорту гражданина Российской Федерации.
В судебном заседании представители УФМС России по Брянской области Заикин В.В. и Жданова О.Л., действующие на основании доверенностей, заявленные требования поддержали, указали, что по учетам УФМС России по Брянской области Такваров Я.Т. с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном порядке в уполномоченные органы города Брянска и Брянской области не обращался. 17 сентября 2014года УФМС России по Брянской области вынесены заключения об установлении факта отсутствия у Такварова Я.Т. гражданства Российской Федерации и признании выданного ему паспорта гражданина Российской Федерации необоснованно выданным и подлежащим изъятию.
Представители Брянского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Свинцов В.А. и Грабельников А. В. суду пояснили, что в случае установления факта отсутствия у Такварова Я.Т. гражданства Российской Федерации и как следствие отсутствие активного и пассивного избирательного права, заявление избирательной комиссии подлежит удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением избирательной комиссии Брянской области N134/1005-5 от 14 июля 2014года заверен список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" по одномандатным избирательным округам. В заверенном списке в Володарский одномандатный избирательный округ N9 включен Такваров Я.Т.
Решением территориальной избирательной комиссии Володарского района Брянской области N21 от 29 июля 2014года Такваров Я. Т. зарегистрирован кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N9, выдвинутого избирательным объединением "Брянское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Постановлением избирательной комиссии Брянской области N160/1349-5 от 22 сентября 2014 года подведены итоги выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва, в том числе по Володарскому одномандатному избирательному округу N9 депутатом Брянской областной Думы избран Такваров Я.Т.
Часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации определяет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Пункты 26-28 статьи 2 Федерального закона N67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяют понятие избирательных прав граждан Российской Федерации.
Согласно статьи 4 Федерального закона N67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Анализ указанных норм свидетельствует, что право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) принадлежит гражданам Российской Федерации.
В пункте 2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N8-П от 22 апреля 2013года определено, что право избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное избирательное право) и право быть избранным в эти органы (пассивное избирательное право) являются необходимой и существенной составной частью конституционного права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления и потому характеризуются общей направленностью на легитимацию выборных органов и должностных лиц публичной власти путем непосредственного волеизъявления народа Российской Федерации либо населения публично-правового образования. Будучи элементом конституционного статуса избирателя, избирательные права являются в то же время и элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2004 года N 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 797-О-О).
По делу установлено что, заключениями УФМС России по Брянской области от 17 сентября 2014года по результатам проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации и действительности паспортов гражданина Российской Федерации, постановлено, что Такваров Я.Т. гражданином Российской Федерации не является, и все ранее выданные паспорта гражданина Российской Федерации на имя Такварова Я.Т. признаны выданными в нарушение установленного порядка.
18 сентября 2014года в избирательную комиссию Брянской области для исключения из списков избирателей, направлена информация о признании паспорта Такварова Я.Т. необоснованно выданным и подлежащим изъятию.
Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002г. N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Анализ требований избирательного законодательства, с учетом фактических обстоятельств дела, позволяет сделать вывод, что у Такварова Я.Т. отсутствует пассивное избирательное право.
Требованиями подпунктов "а" пунктов 24 и 26 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием для отказа в регистрации кандидата и основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Таким образом, после подведения избирательной комиссией результатов выборов по Володарскому одномандатному избирательному округу N9 установлено нарушение законодательства Российской Федерации о выборах, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей.
В пункте 2.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N8-П от 22 апреля 2013года отмечено, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
С учетом изложенной правовой позиции, суд приходит к выводу, что возможность Такварова Я.Т. участвовать в выборах в отсутствие у него как у кандидата пассивного избирательного права приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидатов, но и для избирателей, свобода волеизъявления которых может ограничиваться самим фактом голосования за незаконно выдвинутого кандидата. Таким образом, выявить действительную волю избирателей по Володарскому одномандатному избирательному округу N9 при наличии указанного нарушения законодательства о выборах невозможно, следовательно суд приходит к выводу об отмене постановления избирательной комиссии Брянской области от 22 сентября 2014 года N160/1349-5 "Об общих результатах выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва" в части подведения результатов выборов по Володарскому одномандатному избирательному округу N9.
Доводы Такварова Я.Т. и его представителя о том, что в отношении него уполномоченным органом не принималось решений о прекращении гражданства или лишении его российского гражданства, не имеют правового значения, поскольку на основании Положения "О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" от 14 ноября 2002года N1325, Федерального закона N62-ФЗ от 31 мая 2002года "О гражданстве Российской Федерации", Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19 марта 2008года N64, в рамках компетенции заключением УФМС России по Брянской области от 17 сентября 2014года установлено, что Такваров Я.Т. гражданином Российской Федерации не является, так как не приобретал его в установленном порядке.
Также не имеют правового значения по делу доводы Такварова Я.Т. о том, что он на протяжении многих лет осуществлял принадлежащие ему права и обязанности и избирался депутатом представительного органа как гражданин Российской Федерации.
Иные доводы заявителя фактически сводятся к оценке законности заключений УФМС России по Брянской области от 17 сентября 2014года по результатам проверки принадлежности к российскому гражданству и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, которые не являются предметом проверки и оценки по данному делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление избирательной комиссии Брянской области об отмене постановления избирательной комиссии Брянской области от 22 сентября 2014 года N160/1349-5 "Об общих результатах выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва" в части подведения результатов выборов по Володарскому одномандатному избирательному округу N9" - удовлетворить.
Отменить постановление избирательной комиссии Брянской области от 22 сентября 2014 года N160/1349-5 "Об общих результатах выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва" в части подведения результатов выборов по Володарскому одномандатному избирательному округу N9".
Признать результаты выборов по Володарскому одномандатному избирательному округу N9 недействительными.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.