Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Пашковского Д.И.,
судей - Малякина А.В., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Щукиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по заявлению прокурора Богучанского района об оспаривании Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного постановлением администрации Богучанского района Красноярского края от "дата" N, в части
по апелляционной жалобе Главы администрации Богучанского района - Карнаухова В.Ю.
на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 29 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Требования прокурора Богучанского района об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать пункт 4.5 Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного постановлением администрации Богучанского района "дата" N (в редакции постановлений "дата" года N-п и от "дата" года N) не действующим со дня принятия настоящего решения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Богучанского района обратился в суд с заявлением о признании п. 4.5 Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного постановлением администрации Богучанского района Красноярского края от "дата" N (в редакции постановлений от "дата" N-п и от "дата" N N) недействующим со дня его принятия.
В обоснование своих требований сослался на то, что указанным пунктом установлен размер минимальной заработной платы на территории Богучанского района, с учетом начисления районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в сумме "данные изъяты". Однако данное положение противоречит федеральному трудовому законодательству, согласно которому показатель минимального размера оплаты труда на территории названного муниципального образования должен составлять с 1 января 2013 года "данные изъяты", а с 1 января 2014 года - "данные изъяты".
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Глава администрации Богучанского района - Карнаухов В.Ю. ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного и необоснованного. Аргументируя свою позицию, указывает на то, что оспариваемым Положением определен размер региональной выплаты, которая по своей правовой природе не является минимальной заработной платой и финансируется за счет другого бюджета.
Представители администрации Богучанского района и Министерства финансов Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (отметки о получении уведомления и телефонограмма на л.д. 64-65), не явились, причины неявки не сообщили. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Щелкуновой О.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
В соответствии ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как усматривается из представленных материалов, постановлением администрации Богучанского района от "дата" N (в редакции постановлений "дата" N и "дата" года N опубликованным в официальном печатном издании - "Официальный вестник Богучанского района" от "дата" N и от "дата" N, утверждено Положение о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений. Пунктом 4.5 данного нормативного правового акта предусмотрено, что работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размер заработной платы составляет "данные изъяты" (согласно изменениям, внесенным постановлением от 24 октября 2012 года, - "данные изъяты", постановлением от 5 ноября 2013 года, - "данные изъяты"). Региональная выплата для работника рассчитывается как разница между размером заработной платы, установленным настоящим пунктом, и месячной заработной платой конкретного работника при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей).
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о признании обозначенного пункта Положения недействующим с момента принятия настоящего судебного акта, суд первой инстанции исходил из того, что органом местного самоуправления фактически определен размер минимальной заработной платы на территории Богучанского района, который не соответствует (ниже) размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на территории Российской Федерации (с учетом районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера). Таким образом, оспариваемое положение вступило в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда ввиду следующего.
Из буквального толкования оспариваемой нормы права следует, что ею устанавливается порядок предоставления региональной выплаты, отнесенной к числу выплат стимулирующего характера. В связи с этим определяемый в п. 4.5 Положения уровень заработной платы носит строго целевое назначение - исходная величина, применяемая для расчета подобной выплаты (разница между данным показателем и месячной заработной платой конкретного работника и составляет сумму региональной выплаты), а потому не может быть квалифицирован в качестве минимальной заработной платы, в том значении, которое ему придает заявитель.
О разной правовой природе региональной выплаты и минимальной заработной платы свидетельствуют и разные источники их финансирования. Так, расходы по выплате минимальной заработной плате несет работодатель (учреждение). Ассигнование же расходов на предоставление региональных выплат осуществляется за счет субсидий из краевого бюджета и в рамках софинансирования из районного бюджета.
Предоставление обозначенных субсидий выполняется в соответствии с Порядком предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований края на частичное финансирование (возмещение) расходов на региональные выплаты и выплаты, обеспечивающие уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 28 декабря 2010 года N 654-р. Согласно п. 3 названного нормативного правового акта субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
1) наличие муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, предусматривающих условия и порядок установления выплат, а также размеры заработной платы для целей расчета региональной выплаты;
2) установление региональной выплаты работникам муниципальных учреждений исходя из размеров, не превышающих размеры заработной платы, установленные нормативными правовыми актами Красноярского края для целей расчета региональной выплаты работникам краевых государственных учреждений по соответствующему муниципальному образованию Красноярского края.
Во исполнение данных предписаний администрацией Богучанского района и принято оспариваемое Положение, в п. 4.5 которого определен порядок установления региональной выплаты и размер заработной платы, применяемый только в целях расчета такой выплаты. Данный показатель не превышает величины заработной платы, указанной в ст. 4 Закона Красноярского края "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" от 29 октября 2009 года N 9-3864.
Соблюдение упомянутых условий является основанием для заключения между Министерством финансов Красноярского края и администрацией Богучанского района ежегодных соглашений о предоставлении субсидий на частичное финансирование (возмещение) расходов на региональные выплаты.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит неверным вывод суда первой инстанции о противоречии п. 4.5 Положения нормам ст.ст. 129, 133, 315 Трудового кодекса РФ, регламентирующих вопросы установления минимального размера оплаты труда, а состоявшееся решение - подлежащим отмене. При этом считает возможным в связи с установлением в ходе апелляционного рассмотрения дела всех юридически значимых обстоятельств принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
При таком положении, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 29 апреля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований прокурора Богучанского района об оспаривании Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного постановлением администрации Богучанского района Красноярского края от 18 мая 2012 года N 651-п, в части - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.