судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гаус Т.И.
судей Гареевой Е.Б., Макаровой Ю.М.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.
гражданское дело по иску Лебедева В.В., Лебедевой Т.А. к Федеральному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Ключинскому сельскому совету, Администрации Ачинского района, Администрации г.Ачинска, Министерству обороны РФ, Войсковой части N 58661-49, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, 3 отделу Федерального государственного учреждения "Центррегионжилье", Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" о признании проживающими на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 28 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать Лебедева В.В., Лебедеву Т.А. проживающим в жилом помещении по адресу: "адрес" на условиях социального найма.
Признать за Лебедевым В.В., Лебедевой Т.А. право общей долевой собственности по ? доле за каждым на "адрес" д. "адрес", общей площадью 45 кв. метров".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедев В.В. и Лебедева Т.А. обратились в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Ключинскому сельскому совету Ачинского района Красноярского края, Администрации Ачинского района Красноярского края, Администрации г.Ачинска Красноярского края, Министерству обороны РФ, Войсковой части N 58661-49 о признании проживающими на условиях социального найма "адрес", признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Лебедев В.В. состоял в трудовых отношениях с войсковой частью N74008 с 23 февраля 1984 года по 23 апреля 2008 года. В связи с трудовыми отношениями 06 июня 1989 года Лебедеву В.В. и членам его семьи - супруге Лебедевой Т.А. и сыну Лебедеву Г.В. для постоянного проживания по ходатайству жилищной комиссии в/ч N74008 предоставлена "адрес", расположенная по адресу: "адрес", "адрес". Лебедев В.В. является нанимателем спорного жилого помещения, между ним и ФГУ "Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района" заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения, в котором указаны законные основания вселения - ордер N 5 от 05 июля 1989 года. В квартире истцы зарегистрированы по месту жительства. 26 сентября 2007 года с истцом заключен договор N на техническое обслуживание помещения, истцы несут бремя оплаты по коммунальным платежам, на имя Лебедева В.В открыт финансовый лицевой счет. Военный городок, в котором находится спорная квартира, распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ. Документы, подтверждающие включение занимаемой истцами квартиры в число служебных, отсутствуют. Ссылаясь на то, что право на приватизацию жилого помещения ими не использовано и квартира статуса служебной не имеет, истцы обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Определением суда от 07 апреля 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Лебедева М.В., в качестве соответчиков Департамент имущественных отношений, 3 отдел ФГУ "Центррегионжилье", ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений министерства обороны РФ".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Домрачева М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение предоставлено Лебедеву В.В. на основании договора найма служебного жилого помещения на время исполнения трудовых отношений. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жильем лиц гражданского персонала, не имеющих связи с Минобороны РФ, не является обязанностью последнего, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче в собственность граждан жилья в порядке приватизации, находящегося в федеральной собственности. Исключение военного городка д.Каменка из перечня закрытых военных городков не предполагает снятия статуса служебного с жилого помещения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили. Судебная коллегия, учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрении дела, сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.1 2 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из положений ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе приобрести эти жилые помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
На основании ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Лебедев В.В. с 23 февраля 1984 года до 20 августа 1993 года, с 15 февраля 1994 года по 02 июля 2002 года, и с 21 января 2008 года по 23 апреля 2008 года состоял в трудовых отношениях с войсковой частью 74008 на должностях гражданского персонала, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу, уволен по собственному желанию.
В 1989 году на основании решения жилищной комиссии и администрации (командования) в/ч 74008 Лебедеву В.В. и членам его семьи предоставлена "адрес" в д. "адрес".
На основании указанного решения Лебедев В.В. вместе с членами семьи - супругой Лебедевой Т.А., детьми - Лебедевой М.В.,1987 г.р., и Лебедевым Г.В, 1987 г.р., вселились в квартиру в 1989 году, где до настоящего времени проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства: Лебедев В.В. с 04.08.1989 года, Лебедева Т.А. - с 26.07.1989 года, Лебедев Г.В. - с 16.02.2012 года (л.д.14).
Из материалов дела усматривается, что на имя квартиросъемщика Лебедева В.В. открыт финансовый лицевой счет на спорное жилое помещение, задолженности по оплате за жилищные и коммунальные услуги истец не имеет.
09 января 2004 года между Красноярской КЭЧ и Лебедевым В.В. заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда, согласно которому нанимателю Лебедеву В.В. и членам его семьи: супруге Лебедевой Т.А., дочери Лебедевой М.В., сыну Лебедеву Г.В., тестю Гадышеву А.Т. на основании протокола жилищной комиссии N 5 от 05 июля 1989 года предоставлена "адрес"
26 сентября 2007 года между домоуправлением N 1 Красноярской КЭЧ и Лебедевым В.В. заключен договор N на оказание коммунальных услуг.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года N1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ "Красноярская КЭЧ" Министерства обороны РФ.
Согласно представленной ТУ Росимущества в Забайкальском крае выписке из реестра федерального имущества от 23 апреля 2014 года N жилой дом по адресу: "адрес", "адрес" находится в оперативном управлении ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - "адрес" в д. "адрес" в ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" отсутствуют.
На основании распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р жилищный фонд военного городка в д. "адрес", где располагается спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Из материалов дела также следует, что в приватизации жилого помещения Лебедев В.В. и Лебедева Т.А. участия не принимали, жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма не имеют. Лебедев Г.В. и Дука (Лебедева) М.В. от участия в приватизации отказались.
Разрешая при указанных обстоятельствах спор, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что Лебедев В.В. и Лебедева Т.А. приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
Суд исходил из того, что спорное жилое помещение предоставлено Лебедеву В.В. и членам его семьи в установленном законом порядке по решению жилищной комиссии войсковой части как работнику из числа гражданского персонала Вооруженных сил РФ в порядке улучшения жилищных условий, при этом Лебедев В.В. и Лебедева Т.А. длительное время постоянно проживают в спорном жилом помещении, которое к числу служебных жилых помещений не относится, истцы исполняют обязанности по оплате за жилищные и коммунальные услуги, в связи с чем сделал вывод, что между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.
Поскольку Лебедев В.В. и Лебедева Т.А. желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовались, учитывая отказ Лебедева Г.В. и Дука М.В. от участия в приватизации спорной квартиры, а также то обстоятельство, что в настоящее время военный городок N13, расположенный в д. "адрес", исключен из перечня закрытых военных городков, суд признал за Лебедевым В.В. и Лебедевой Т.А. право равнодолевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции, поскольку он основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорная квартира предоставлена Лебедеву В.В. и членам его семьи для проживания в качестве служебного жилого помещения по договору от 09 января 2004 года, судебная коллегия находит необоснованным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Квартира N в "адрес" в д. "адрес" (военный городок N13) предоставлена Лебедеву В.В. на состав семьи из 4 человек в июне 1989 года, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом N от 06 июня 1989 года заседания жилищной комиссии в/ч 74008, утвержденным командиром войсковой части.
Согласно ч.1 ст.6 ЖК РСФСР (ред. 1983 г.), утратившего силу с 01 марта 2005 года, государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу положений ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В период действия ЖК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 26 декабря 1984 года N5 (в ред. от 21.12.1993г.) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР" разъяснил, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20).
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Таким образом, в период вселения семьи Лебедевых в спорную квартиру рабочие и служащие воинских частей могли быть обеспечены жилыми помещениями по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
При этом действовавшим на тот период законодательством предусматривалось, что жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что спорная квартира на момент вселения семьи Лебедевых в установленном законом порядке была отнесена к числу служебных, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции, что спорная квартира не относится к специализированному жилищному фонду.
То обстоятельство, что заключенный 09 января 2004 года между Красноярской КЭЧ и нанимателем Лебедевым В.В. договор поименован как "договор найма служебной квартиры", не подтверждает статуса спорной квартиры как служебной, поскольку в отношении данной квартиры решения уполномоченного органа об отнесении ее к числу таковых не принималось, служебный ордер Лебедеву В.В. при вселении в квартиру в 1989 году не выдавался.
В условиях договора не указано на предоставление квартиры Лебедеву В.В. как служебного жилого помещения на период трудовых отношений или о предоставлении квартиры на какой-либо иной срок, из чего следует, что договор носит бессрочный характер.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N1779-р закрытый военный городок N13, расположенный в д. "адрес", исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Исходя из того, что спорная квартира относится к государственной собственности и с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, а также учитывая, что истцы своим правом на бесплатную приватизацию жилья ранее не воспользовались, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 2,4,8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обоснованно удовлетворил исковые требования, признав за Лебедевым В.В. и Лебедевой Т.А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в ? доли за каждым.
Правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований судебной коллегией по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку в силу разъяснений, изложенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, за ним может быть признано право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Принятым решением на заявителя жалобы обязанность по передаче жилья в собственность истцов не возложена.
Ссылка заявителя жалобы на Указания Министра обороны РФ от 15 октября 2009 года N 205/2/709, которыми запрещено исключение жилых помещений из специализированного жилого фонда, несостоятельна, поскольку материалами дела подтверждено, что изначально спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, применены судом первой инстанции правильно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 28 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.