судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гаус Т.И.
судей Баимовой И.А., Макаровой Ю.М.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.
гражданское дело по иску Фадеевой ВЕ, Фадеева ЮС к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, Администрации Ачинского района Красноярского края, Администрации г. Ачинска, Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 58661-49 о признании проживающими на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 30 апреля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Фадеевой ВЕ, Фадеева ЮС удовлетворить.
Признать Фадееву ВЕ, Фадеева ЮС проживающими в жилом помещении по адресу: "адрес" на условиях социального найма.
Признать за Фадеевой ВЕ, Фадеевым ЮС право собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью 58,7 кв. метров, в равных долях, по ? доле за каждым".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фадеева В.Е. и Фадеев Ю.С. обратились в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, Администрации г. Ачинска, Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 58661-49 о признании проживающими на условиях социального найма в квартире "адрес", признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что в 1988 году решением жилищной комиссии войсковой части 74008 Фадееву Ю.С., состоявшему в трудовых отношениях с войсковой частью, и членам его семьи для проживания предоставлена четырехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" В квартиру истец вселился с супругой Фадеевой В.Е. и детьми - Фадеевым В.Ю. и Фадеевой С.Ю., до настоящего времени истцы проживают в жилом помещении, где состоят на регистрационном учете по месту жительства, несут бремя его содержания, на имя Фадеева Ю.С. открыт финансовый лицевой счет. Указанная квартира находится на территории военного городка в д. Каменка и ранее относилась к жилищному фонду закрытых военных городков. Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N1779-р военный городок д. Каменка Ачинска района исключен из списка закрытых военных городков. Документы, подтверждающие включение занимаемой истцами квартиры в число служебных, отсутствуют. Ссылаясь на то, что право на приватизацию жилого помещения ими не использовано и квартира статуса служебной не имеет, истцы обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Определением суда от 31 марта 2014 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 3-ий отдел ФГУ "Центррегионжилье", ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Судом постановлено вышеприведенное заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Домрачева М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что спорная квартира на момент предоставления находилась в закрытом военном городке согласно распоряжению Правительства РФ от 01 июня 200 года N752-р, следовательно, предоставлялась в качестве служебного жилья. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жильем лиц гражданского персонала, не имеющих связи с Минобороны РФ, не является обязанностью последнего, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче в собственность граждан жилья в порядке приватизации, находящегося в федеральной собственности.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, заслушав представителя Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Жмыхову АА., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из положений ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе приобрести эти жилые помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
На основании ст.4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28 июля 1983 года Фадеев Ю.С. был принят на работу сборщиком деталей из древесины в войсковую часть 74008, затем переведен стрелком в отряд ВОХР и уволен 12 июля 1984 года. Впоследствии истец неоднократно трудоустраивался в войсковую часть, выполнял работу сборщика деталей из древесины, составителя поездов, стрелка отряда ВОХР, начальника группы ВОХР.
Фадеева В.Е. с 28 июля 1983 года по 31 января 2010 года состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 74008, выполняла работу стрелка отряда ВОХР, уборщика служебных помещений, сторожа в команде сторожевой охраны.
25 января 1988 года на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 Фадееву Ю.С. и членам его семьи была предоставлена квартира "адрес"
На основании указанного решения жилищной комиссии Фадеев Ю.С. вместе с членами семьи - супругой Фадеевой В.Е. и детьми - Фадеевой С.Ю., 1984 г.р., и Фадеевым В.Ю., 1987 г.р., вселились в квартиру в 1988 году и проживают в ней до настоящего времени, где состоят на регистрационном учете по месту жительства: Фадеева В.Е. с 27 апреля 1988 года, Фадеев Ю.С. с 27 апреля 1989 года, Фадеев В.Ю. с 15 июня 2001 года, Фадеева С.Ю. со 02 февраля 2001 года.
Из материалов дела усматривается, что на имя квартиросъемщика Фадеева Ю.С. открыт финансовый лицевой счет на спорное жилое помещение, задолженности по оплате за жилищные и коммунальные услуги истец не имеет.
09 января 2004 года между Красноярской КЭЧ и Фадеевым Ю.С. заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда, согласно которому нанимателю Фадееву Ю.С. и членам его семьи: супруге Фадеевой В.Е., дочери Фадеевой С.Ю., сыну Фадееву В.Ю. на основании протокола жилищной комиссии N 1 от 25 января 1988 года предоставлена квартира "адрес".
24 сентября 2007 года между домоуправлением N 1 Красноярской КЭЧ и Фадеевым Ю.С. заключен договор N на оказание коммунальных услуг.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года N1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года ФГУ "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ "Красноярская КЭЧ" Министерства обороны РФ.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности Ачинского района от 03 апреля 2014 года квартира "адрес" в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района Красноярского края отсутствует.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: "адрес" в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отсутствуют.На основании распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р жилищный фонд военного городка в д.Каменка Ачинского района, где располагается спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Из материалов дела также следует, что в приватизации жилого помещения Фадеева В.Е. и Фадеев Ю.С. участия не принимали, жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма не имеют.
Фадеев В.Ю. и Фадеева С.Ю., согласно представленному в материалы дела письменному отзыву от 11 апреля 2014 года, против исковых требований своих родителей Фадеева Ю.С. и Фадеевой В.Е. не возражали, от участия в приватизации спорной квартиры отказались.
Разрешая при указанных обстоятельствах спор, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о том, что Фадеев Ю.С. и Фадеева В.Е. приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
Суд исходил из того, что спорное жилое помещение предоставлено Фадееву Ю.С. и членам его семьи в установленном законом порядке по решению жилищной комиссии войсковой части как работнику из числа гражданского персонала Вооруженных сил РФ в порядке улучшения жилищных условий, при этом Фадеев Ю.С. и Фадеева В.Е. длительное время (более 25 лет) постоянно проживают в спорном жилом помещении, которое к числу служебных жилых помещений не относится, истцы исполняют обязанности по оплате за жилищные и коммунальные услуги, в связи с чем сделал вывод, что между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.
Поскольку Фадеева В.Е. и Фадеев Ю.С. желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовались, учитывая отказ детей истцов - Фадеева В.Ю. и Фадеевой С.Ю. от участия в приватизации спорной квартиры, а также то обстоятельство, что в настоящее время военный городок N13, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края, исключен из перечня закрытых военных городков, суд признал за Фадеевой В.Е. и Фадеевым Ю.С. право равнодолевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции, поскольку он основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорная квартира предоставлена Фадееву Ю.С. и членам его семьи для проживания в качестве служебного жилого помещения, судебная коллегия находит необоснованным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что квартира "адрес" (военный городок N13) предоставлена Фадееву Ю.С. и членам его семьи в апреле 1988 года на основании решения жилищной комиссии войсковой части, с которой истцы Фадеев С.Ю. и Фадеева В.Е. состояли в трудовых отношениях.
Согласно ч.1 ст.6 ЖК РСФСР (ред. 1983 г.), утратившего силу с 01 марта 2005 года, государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу положений ст.101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В период действия ЖК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 26 декабря 1984 года N5 (в ред. от 21.12.1993г.) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР" разъяснил, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20).
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Таким образом, в период вселения семьи Фадеевых в спорную квартиру рабочие и служащие воинских частей могли быть обеспечены жилыми помещениями по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
При этом действовавшим на тот период законодательством предусматривалось, что жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов (органом местного самоуправления с 29.10.1993 г.).
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что спорная квартира на момент вселения семьи Фадеевых в установленном законом порядке была отнесена к числу служебных, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции, что спорная квартира не относится к специализированному жилищному фонду.
То обстоятельство, что заключенный 09 января 2004 года между Красноярской КЭЧ и нанимателем Фадеевым Ю.С. договор поименован как "договор найма служебной квартиры", не подтверждает статуса спорной квартиры как служебной, поскольку в отношении данной квартиры решения уполномоченного органа об отнесении ее к числу таковых не принималось, служебный ордер истцу не выдавался.
В условиях договора не указано на предоставление квартиры Фадееву Ю.С. как служебного жилого помещения на период трудовых отношений или о предоставлении квартиры на какой-либо иной срок, из чего следует, что договор носит бессрочный характер.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N1779-р закрытый военный городок N13, расположенный в д.Каменка Ачинского района Красноярского края, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Исходя из того, что спорная квартира относится к государственной собственности и с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, а также учитывая, что истцы своим правом на бесплатную приватизацию жилья ранее не воспользовались, Фадеев В.Ю. и Фадеева С.Ю. отказались от участия в приватизации спорной квартиры, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 2,4,8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обоснованно удовлетворил исковые требования, признав за Фадеевой В.Е. и Фадеевым Ю.С. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Правовых оснований для отказа в удовлетворении исковых требований судебной коллегией по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что Министерство обороны РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку в силу положений статьи 8 Закона РФ от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, за ним может быть признано право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, применены судом первой инстанции правильно, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 30 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.