судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Головиной Л.Н.
судей Гаус Т.И., Данцевой Т.Н.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.
гражданское дело по иску Лебедева В.А., Лебедевой Н.Н., Лебедева В.В. к Администрации Ачинского района Красноярского края Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, 3 отделу "Центррегионжилье" ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ", Правительству РФ о признании проживающими в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на заочное решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 января 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Лебедева В.А., Лебедевой Н.Н., Лебедева В.В. удовлетворить.
Признать Лебедева В.А., Лебедеву Н.Н., Лебедева В.В. проживающими в жилом помещении - квартире, расположенной по адресу: Россия, "адрес", на условиях социального найма.
Признать за Лебедевым В.А., Лебедевой Н.Н., Лебедевым В.В. право собственности в порядке приватизации по 1/3 доли в праве за каждым на квартиру, расположенную по адресу: Россия, "адрес"".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедев В.А., Лебедева Н.Н., Лебедев В.В. обратились в суд с иском к Администрации Ачинского района Красноярского края, Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное региональное Управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, 3 отделу "Центррегионжилье" ФГУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ" о признании проживающими на условиях социального найма и признании права собственности на "адрес" в д. "адрес" в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что Лебедеву В.А. на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 от 04.01.1979 года в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью была предоставлена квартира, расположенная по вышеуказанному адресу, в которую он вселился вместе с членами своей семьи: женой Лебедевой Н.Н. и сыном Лебедевым В.В., где они проживают до настоящего времени, состоят на регистрационном учете по месту жительства, несут бремя содержания квартиры. Указанная квартира находится на территории военного городка "адрес" Красноярского края и ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Однако в настоящее время военный городок исключен из списка закрытых военных городков. По сообщению Ачинского отдела "Росреестра" по Красноярскому краю сведения о собственнике спорной квартиры отсутствуют. Не числится спорная квартира также в реестре муниципальной собственности Ачинского района. Истцы, указывая на то, что не имеют другого жилья и право на приватизацию не использовали, квартира не имеет статуса служебной, обратились в суд с настоящим исковым заявлением.
Определением суда от 20.12.2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Российской Федерации, определением суда от 23.01.2014 года в качестве третьего лица привлечен Лебедев П.В.
Судом постановлено вышеприведенное заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Домрачева М.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что истцы не имеют права на получение жилого помещения в собственность от Министерства обороны РФ, поскольку не являются военнослужащими, не имеют соответствующей выслуги лет в Министерстве обороны РФ. Спорная квартира была предоставлена истцам на условиях договора найма служебной квартиры и на момент предоставления находилась в закрытом военном городке. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. На Министерство обороны РФ не возложена обязанность по обеспечению гражданского персонала жилыми помещениями по договору социального найма.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщали, доказательств уважительности отсутствия не представили, в силу чего дело подлежит рассмотрению согласно ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Лебедева В.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, третье лицо Лебедева П.В., согласившегося с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из положений ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
По смыслу названных норм закона право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
На основании ст.4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Лебедев В.А. в период с 21.03.1979 г. по 26.10.1984 г., с 11.12.1990 г. по 04.02.1992 г. и с 27.01.1992 г. по 27.01.2010 г. состоял в трудовых отношениях с войсковой частью 74008, выполняя работу грузчика, стрелка ВОХР и машиниста-кочегара котельной.
Лебедева Н.Н. также состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 74008 в период с 03.04.1979 г. по 28.06.1979 г. и с 13.11.1979 г. по 12.09.1986 г., выполняя работу ремонтника боеприпасов.
Решением жилищной комиссии войсковой части 74008 от 04.01.1979 года Лебедеву В.А. и членам его семьи предоставлено жилое помещение - "адрес" в д. "адрес".
На основании указанного решения истцы вселились в квартиру в 1979 году и проживают в указанном жилом помещении до настоящего времени, где состоят на регистрационном учете по месту жительства: Лебедев В.А. с 30.05.1979 года, Лебедева Н.Н. с 13.07.1979 года, Лебедев В.В. с 09.06.1993 года.
На имя квартиросъемщика Лебедева В.А. открыт финансовый лицевой счет, истцами производится оплата за жилищные и коммунальные услуги, задолженности по которым они не имеют.
06.10.2004 года между Красноярской КЭЧ и Лебедевым В.А. заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда, согласно которому нанимателю Лебедеву В.А. и членам его семьи: супруге Лебедевой Н.Н. и сыну Лебедеву В.В. на основании протокола жилищной комиссии от 04.01.1979 года предоставлена "адрес" в "адрес"-13.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 года N1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20.12.2010 года ФГУ "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, в том числе ФГУ "Красноярская КЭЧ" Министерства обороны РФ.
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: "адрес" "адрес" Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отсутствуют.
На основании распоряжения Правительства РФ от 11.10.2011 года N 1779-р жилищный фонд военного городка в д. "адрес", где располагается спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Из материалов дела также следует, что в приватизации жилого помещения истцы участия не принимали, жилых помещений в собственности или занимаемых по договору социального найма не имеют.
Разрешая при указанных обстоятельствах исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к правоотношениям сторон, пришел к обоснованному выводу о том, что истцы приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
Суд исходил из того, что спорное жилое помещение предоставлено Лебедеву В.А. и членам его семьи в установленном законом порядке по решению жилищной комиссии войсковой части как работнику войсковой части из числа гражданского персонала, при этом истцы длительное время (более 34 лет) постоянно проживают в спорном жилом помещении, которое к числу служебных не относится, исполняют обязанности по оплате за жилищные и коммунальные услуги, в связи с чем сделал вывод, что между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.
Поскольку истцы желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовались, а также, учитывая, что в настоящее время военный городок N13, расположенный в д. "адрес", исключен из перечня закрытых военных городков, суд верно признал за Лебедевым В.А., Лебедевой Н.Н., Лебедевым В.В. право равнодолевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес".
Судебная коллегия находит правильным данный вывод суда первой инстанции, поскольку он основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что отсутствуют законные основания для признания за истцами права собственности в порядке приватизации на квартиру, относящуюся к жилому фонду Вооруженных Сил РФ, в связи с тем, что Лебедев В.А., Лебедева Н.Н. и Лебедев В.В. не являются военнослужащими, а на Минобороны РФ не возложена обязанность по обеспечению гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями по договору социального найма, несостоятельны, так как основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам по делу.
Из материалов дела видно, что истцы вселились в предоставленное им жилое помещение на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008 в 1979 году, то есть на законном основании, решение жилищной комиссии не оспорено и в установленном законом порядке не признано недействительным.
Учитывая, что истцы проживают в спорной квартире на условиях договора социального найма, поскольку иные основания проживания истцов в спорной квартире ответчиками не доказаны, истцы вправе приобрести занимаемое ими жилое помещение в собственность в порядке приватизации в силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы о том, что спорная квартира предоставлена Лебедеву В.А. и Лебедевой Н.Н. для проживания в качестве служебного жилого помещения, судебная коллегия находит необоснованным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что "адрес" в д. "адрес" (военный городок N13) предоставлена Лебедеву В.А. и членам его семьи в январе 1979 года на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в трудовые отношения с которой истцы Лебедев В.А. и Лебедева Н.Н. вступили в марте и апреле 1979 года соответственно.
До введения в действие в 1983 году Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления жилых помещений был регламентирован Гражданским кодексом РСФСР, утвержденным Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года.
Частью 2 статьи 297 ГК РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
В материалы дела не представлены доказательства тому, что на момент предоставления Лебедеву В.А. и членам его семьи "адрес" в д. Каменка в отношении этого жилого помещения принималось решение о включении его в число служебных.
То обстоятельство, что заключенный 06.10.2004 года между Красноярской КЭЧ и Лебедевым В.А. договор поименован как "договор найма служебной квартиры", не подтверждает статуса спорной квартиры как служебной, поскольку в отношении данной квартиры решения уполномоченного органа об отнесении ее к числу таковых не принималось.
В условиях договора не указано на предоставление квартиры Лебедеву В.А. как служебного жилого помещения на период трудовых отношений или о предоставлении квартиры на какой-либо срок, из чего следует, что договор носит бессрочный характер.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N1779-р закрытый военный городок N13, расположенный в д. "адрес", исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Исходя из того, что в настоящее время спорное жилое помещение не расположено в закрытом военном городке, истцы приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, своим правом на бесплатную приватизацию жилья ранее не воспользовались, суд первой инстанции, правильно применив положения статей 2,4,8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обоснованно удовлетворил исковые требования, признав за Лебедевым В.А., Лебедевой Н.Н., Лебедевым В.В. право равнодолевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Правовых оснований для отказа в иске судебной коллегией по делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что отсутствуют основания для признания за истцами права собственности в порядке приватизации на квартиру, относящуюся к жилищному фонду Министерства обороны РФ, в связи с тем, что на Минобороны России не возложена обязанность по обеспечению гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями по договору социального найма, выводы суда не опровергают и не влекут отмену решения, постановленного при правильном применении норм материального права и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения сторон, применены судом первой инстанции правильно, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.