судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Баимовой И.А.,
судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.,
с участием прокурора Андреева А.И.,
при секретаре Ларионовой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора Шушенского района в интересах Зяблицевой ЕА к Управлению социальной защиты населения администрации Шушенского района о признании отказа незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Красноярского края - Лопатиной Д.В.
на решение Шушенского районного суда Красноярского края от 28 мая 2014 г., которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района от 20 января 2014 года N 50 в предоставлении Зяблицевой ЕА мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Шушенского района, предоставлять Зяблицевой ЕА меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2014 года".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шушенского района в интересах Зяблицевой Е.А., обратился в суд к Управлению социальной защиты населения (УСЗН) администрации Шушенского района с иском о признании незаконным отказа от 20 января 2014 года N 9 Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района в предоставлении Зяблицевой Е.А. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании ответчика предоставить ей меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 30 декабря 2013 года.
Требования мотивированы тем, что по обращению Зяблицевой Е.А. о нарушении ее социальных прав прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения ответчиком действующего законодательства, а именно установлено, что Зяблицева Е.А. с 30.03.1978 года работала лаборантом в Шушенском совхозе-техникуме, с 16.12.1978 г. по 03.09.2013 г. преподавателем. 04.09.2013 г. уволилась по собственному желанию.
Согласно справке КГБОУ СПО "Шушенский сельскохозяйственный колледж" от 13.03.2014 N 632 Зяблицева Е.А. в период работы выполняла норму рабочего времени педагогической нагрузки от 370 до 1199 часов при норме 720 часов. Общий стаж по основному месту работы в Шушенском сельскохозяйственном колледже в поселке городского типа составил 32 года. Таким образом, Зяблицева Е.А. в период с 16.12.1978 г. по 04.09.2013 г., то есть более 10 лет осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности в п. Шушенское. С 26.12.2007 г. образовательное учреждение является краевым государственным образовательным учреждением.
30.12.2013 года Зяблицева Е.А. обратилась с заявлением в УСЗН Администрации Шушенского района о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением как педагогическому работнику образовательного учреждения в поселке городского типа, но ей было отказано, в связи с тем, что ее педагогический стаж в краевом государственном образовательном учреждении составляет менее 10 лет.
На основании изложенного прокурор просил признать отказ ответчика незаконным и обязать Управление социальной защиты населения Администрации Шушенского района Красноярского края предоставить Зяблицевой Е.А. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам с даты подачи ею заявления, то есть с 30 декабря 2013 года.
Определением суда от 29 апреля 2014 года в процесс в качестве третьих лиц привлечены Министерство социальной политики Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю, Управление Пенсионного фонда в Шушенском районе.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Красноярского края - Лопатина Д.В. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения по делу прокурора Андреева А.И., выразившего согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, приказом Министерства сельского хозяйства РФ N173 от 17.03.1992 г. Шушенский сельхозтехникум им. В.И. Ленина и Н.К. Крупской был переименован в Шушенский сельскохозяйственный техникум с учебно-производственным хозяйством. Приказом Министерства сельского хозяйства N304 от 26.05.1992 г. Шушенский сельскохозяйственный техникум с учебно-производственным хозяйством переименован в Шушенский сельскохозяйственный колледж. Приказом Министерства сельского хозяйства N 832 от 16.10.2000 г. Шушенский сельскохозяйственный колледж переименован в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Шушенский сельскохозяйственный колледж". Приказом Министерства сельского хозяйства N 50 от 04.04.2005 г. Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Шушенский сельскохозяйственный колледж" переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Шушенский сельскохозяйственный колледж". Приказом Агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края N 249 от 26.12.2007 г. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Шушенский сельскохозяйственный колледж" переименовано в краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Шушенский сельскохозяйственный колледж".
Согласно приложению к распоряжению Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 1768-р определен перечень передаваемых субъектам Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, находящихся в ведении Россельхоза, в котором указаны учреждения, передаваемые Красноярскому краю, в том числе Шушенский сельскохозяйственный колледж п. Шушенское.
Судом также установлено, что Зяблицева Е.А. с 16 февраля 1978 г. по 03 сентября 2013 г. работала преподавателем в краевом ГОУ СПО Шушенский сельскохозяйственный колледж".
Приказом N 132-лс от 03.09.2013 г. Зяблицева Е.А. уволена с 04 сентября 2013 года по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, по собственному желанию.
Также Зяблицева Е.А. является собственником трехкомнатной квартиры общей площадью 58.10 кв.м, в том числе жилой 35.40 кв.м по адресу: п. Шушенское, кв. СХТ, д. 17, кв. 2.
Уведомлением Управления социальной защиты населения администрации Шушенского района N 9 от 20 января 2014 года Зяблицевой Е.А., проживающей по адресу: п. Шушенское, кв. СХТ, д. 17, кв. 2 отказано в назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам по ее заявлению от 30 декабря 2013 года регистрационный номер 741, так как общий педагогический стаж в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений составляет менее 10 лет.
Не согласившись с решением ответчика Зяблицева Е.А. обратилась в прокуратуру, которая в её интересах обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая исковые требования прокурора в интересах Зяблицевой Е.А. о признании отказа ответчика в предоставлении Зяблицевой Е.А. мер социальной поддержки и возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об удовлетворении данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Зяблицева Е.А. имеет право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник и правомерно возложил на ответчика обязанность по предоставлению ей мер социальной поддержки.
Выводы суда не вызывают сомнений у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении суда, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Это право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982г. N 437, от 24 января 1985 г. N 85, и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов о предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшими на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ от 10 июля 1992г. N3266-1 "Об образовании" (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции ФЗ от 13 января 1996г. N12-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 55 вышеуказанного Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10 июня 2010 г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
До 01 января 2012 г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В связи с принятием Закона Красноярского края от 01 декабря 2011г. N13-6597 "О внесении изменений в Законы края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", с 01 января 2012 г. предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010г. N 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Из статьи 7 этого Закона следует, что предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из указанной нормы Закона следует, что получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Поскольку материалами дела подтверждено и судом установлено, что Зяблицева Е.А. более 10-ти лет являлась педагогическим работником образовательного учреждения, работала, проживала и в настоящее время проживает в сельской местности, в связи с чем имеет право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации "Об образовании", а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, то факт того, что до 2007 года она работала в учреждении, не являющимся краевым государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований и о возложении на ответчика обязанности предоставить истице меры социальной поддержки с 01 января 2014 г. является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной политики Красноярского края, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и суд в решении дал им надлежащую правовую оценку.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом 1-ой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шушенского районного суда Красноярского края от 28 мая 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства финансов Красноярского края - Лопатиной Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Баимова И.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Сударькова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.