судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Гаус Т.И.,
судей Макурина В.М., Тихоновой Т.В.,
при секретаре Юровой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасовых С.Г. и Н.Н. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения, ФГКУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ, 3 отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской федерации - Домрач М.В.,
на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 09 июня 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать за Черксовым Сергеем Геннадьевичем, родившимся 7 ноября 1958 года, Черкасовой Н.Н., родившейся "дата" года, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, общей площадью 61.6 кв.м, расположенную по адресу: "адрес"., имеющую кадастровый номер N в равных долях по ? доли каждому".
Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черкасовы С.Г., Н.Н. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации на занимаемую ими квартиру, расположенную по адресу: "адрес". Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение было предоставлено Красноярской КЭЧ Черкасову С.Г., проходившему военную службу по контракту в войсковой части N, и членам его семьи - супруге Черкасовой Н.Н., дочерям Черкасовой И.С., Черкасовой Е.С. на основании ордера N N от 20.05.1998 года, в которой истцы проживают до настоящего времени. Черкасов С.Г. был уволен в запас и исключен из списков личного состава войсковой части N в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления жилья для постоянного проживания по избранному месту жительства. По решению жилищной комиссии части от 05.11.2002 года прапорщик Черкасов был принят кандидатом в очередь на обеспечение ГЖС для обеспечения жильем для постоянного проживания по отселению из закрытого военного городка. Однако по независящим от истца обстоятельствам, без его согласия и какого-либо уведомления, он был исключен из очереди и государственный жилищный сертификат не получил. Обратившись с вопросом о восстановлении в списке очередников по программе отселения из закрытого военного городка в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Черкасов С.Г. получил отказ, мотивированный отсутствием финансирования Министерством обороны РФ программы "отселение из закрытых военных городков" в связи с Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. N 487-р, которым военный городок г. Енисейска исключен из списка закрытых военных городков. Поскольку договор найма служебного жилого помещения с истцами не заключался, они имеют право на приватизацию занимаемого жилого помещения, поэтому просят признать за ними право собственности в порядке приватизации по 1/2 доле за каждым на спорное жилое помещение по указанному адресу.
Определением суда от 24.04.2014 года в качестве соответчиков к участию в деле были привлечены 3 отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской федерации - Домрач М.В. просит решение суда отменить в связи с неправильной оценкой судом юридически значимых обстоятельств дела, нарушением норм материального права и в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что спорное жилое помещение было предоставлено истцам в качестве служебного, на время исполнения трудовых обязанностей. По окончанию трудовых отношений, работник не имеет каких - либо прав на данное жилое помещение, тем более требовать признания права собственности на спорный объект. Кроме того, исключение военного городска г.Енисейска, из перечня закрытых военных городков не предполагает снятия статуса служебного с жилого помещения, так как в соответствии с ч.2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключении жилого помещения из указанного фонда, осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Также жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений МО РФ, Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное региональное управление Жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное региональное управление Жилищного обеспечения", администрации города Енисейска, ОАО "Славянка", Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку последние о слушании дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истцов Черкасова С.Г., Черкасову Н.Н., согласных с решением суда, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
На основании ч.3 ст.6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 настоящего Закона устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст.6 вышеуказанного Закона РФ, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. При этом, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством ( ст. 7 Закона).
В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации
На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет Министерство обороны РФ.
Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
В силу пункта "и" ч.2 настоящего постановления, Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", N1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ" был изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
В соответствии с ч.1 ст.101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 года), жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
На основании пункта 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года. N 1301), государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об удовлетворении исковых требований Черкасова С.Г., Черкасовой Н.Н.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что спорная квартира N N, расположенная по адресу: "адрес" была предоставлена прапорщику Черкасову С.Г. в связи с прохождением военной службы по контракту в войсковой части N с апреля 1995 года, ордер N 50 на квартиру был выдан 20.05.1998 года.
Вместе с Черкасовым С.Г. в квартиру вселились члены его семьи: Черкасова Н.Н. (жена) - с 11.04.1995 года, Радченко И.С. (дочь) - с 05.07.2005 года, Ислангериева Е.А. (дочь) - с 31.03.2009 года, Сотников П.Р. (внук) - с 31.03.2009 года, Ислангериев А.Р. (внук) - с 22.09.2012 года, Радченко О.С. (внучка) - с 11.11.2009 года.
Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета РЭУ N 7 филиала "Красноярский" ОАО "Славянка с регистрационного учета по указанному адресу были сняты: с 19.02.2014 года - Ислангериева Е.А. (дочь), с 19.02.2014 года - Сотников П.Р. (внук), с 19.02.2014 года - Ислангериев А.Р. (внук), с 04.06.2014 года - Радченко О.С. (внучка).
В настоящее время по указанному адресу зарегистрированы: Черкасов С.Г. (квартиросъемщик), Черкасова Н.Н. (жена), Радченко И.С. (дочь).
Постановлением администрации г. Енисейска от 14.07.2000 года N 386-п все жилые дома, расположенные на территории военного городка N N, в том числе жилой дом N N, были признаны служебными.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года N 852-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок в г. Енисейске.
На основании распоряжения Правительства РФ от 17.04.2012 года N487-р были внесены изменения в раздел "Вооруженные силы РФ" Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, подраздел "Красноярский край" из Перечня был исключен.
Таким образом, в настоящее время занимаемое истцами жилое помещение не относится к жилищному фонду закрытого военного городка.
При таких обстоятельствах, с учетом согласия на приватизацию и отказа участия в ней дочери истцов - Радченко И.С. и того, что истцы Черкасов С.Г., Черкасова Н.Н. ранее участия в приватизации жилого помещения участия не принимали, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для передачи истцам спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, поскольку квартира N N в "адрес" в 1995 году предоставлялась Черкасову С.Г. и членам его семьи (в том числе жене), как ведомственное жилье, выданный в 1998 году на имя Черкасова С.Г. ордер N 50 от 20.05.1998 года служебным не являлся; последующее присвоение квартире статуса "служебного жилья" (по постановлению от 14.07.2000 года) не может ограничивать жилищные права истцов, поскольку на момент их заселения квартира таким статусом не обладала и служебной не являлась.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности приватизации спорной квартиры, в связи с наличием у нее статуса служебного жилья, судебная коллегия не может принять во внимание. Исходя из приведенных норм материального права следует, что само по себе предоставление военнослужащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем - местной администрации. Такого решения до вселения семьи Черкасовых в спорную квартиру принято не было, в связи с чем, истцы имеют право на приватизацию спорной квартиры, поскольку на момент предоставления жилья оно "служебным" не являлось, а в настоящее время квартира не относится к жилищному фонду закрытого военного городка.
Иные доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и обоснованно признанных несостоятельными. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 09 июня 2014 года- оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской федерации Домрач М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Гаус
Судьи: Т.В. Тихонова
В.М. Макурин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.