судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Ашихминой Е.Ю., Гареевой Е.Б.
при секретаре Костыльниковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихминой Е.Ю. гражданское дело по иску Шатерниковой Л.И. к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о предоставлении жилищной субсидии
по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Красноярского края
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 05 июня 2014 г., которым постановлено:
"Обязать Министерство строительства и архитектуры Красноярского края предоставить Шатерниковой Л.И. социальную выплату в виде жилищной субсидии (сертификата) на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шатерникова Л.И. обратилась с иском к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о возложении обязанности предоставить ей жилищную субсидию (сертификат) на приобретение (строительство) жилого помещения на состав семьи из двух человек из расчета 42 кв.м. в размере 80% от норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, ссылаясь на то, что является нуждающейся в жилом помещении и участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, как граждан, выехавшая из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностям, относится к категории очередников из числа пенсионеров, и имеет право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья, которым по настоящее время не обеспечена, а ответчик не сообщает ей номер очередности в сводном списке очередников данной категории граждан. В этой связи настаивала на удовлетворении исковых требований.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Красноярского края, считая решение незаконным ввиду нарушения судом норм материального права, которыми для данной категории граждан, к которым относится истец, как участник соответствующей федеральной жилищной программы, установлено обеспечение жилищными субсидиями исключительно за счет средств федерального бюджета в порядке очередности, установленной в сводном списке. Учитывая, что очередность истца не наступила, суд незаконно удовлетворил ее требования, обязав предоставить жилищную субсидию для приобретения жилого помещения по сути, во внеочередном порядке, что нарушат права и интересы иных граждан данной категории с более ранней датой постановки на учет и состоящих в сводном списке очередников.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Шатерниковой Л.И. Арапов В.Д. просит в ее удовлетворении отказать, считая решение суда законным и обоснованным.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства строительства и архитектуры Красноярского края Епифанова И.О., Шатерникову Л.И. и ее представителя Арапова В.Д., представителя администрации Рыбинского района красноярского края Манохина И.А., проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда по основаниям, установленным п.3 и п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, ввиду несоответствия выводов суда в решении обстоятельствам дела, неправильного применения и нарушения норм материального права.
Разрешая спор, суд правильно установил, что Шатериникова Л.И. является нуждающейся в жилом помещении и участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, как выехавшая из районов Крайнего Севере и приравненных к ним местностям, признанная в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении, относится к категории очередников из числа пенсионеров, и имеет право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья, которым по настоящее время не обеспечена.
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что ответчик незаконно отказал истцу в выдаче жилищной субсидии (сертификата) в 2013 г.
Такой вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, основан на неправильном применении норм материального права.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено правило об очередности предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь - гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь - пенсионерам;
в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую - работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий (далее - учет).
Статьей 7 Закона предусмотрено, что средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
На осуществление социальных выплат на указанные цели Красноярскому краю были утверждены бюджетные ассигнования: приложением 24 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" - в размере 1 905 679,0 руб., приложением 25 к Федеральному закону от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" - в размере 276 306,4 тыс. руб., приложением 28 к Федеральному закону от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" - в размере 291 609,3 тыс. руб.Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе путем обеспечения жилищными субсидиями граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно пункту 3 настоящих Правил сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Изготовление бланков сертификатов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование подпрограммы.
Пункт 26 Правил предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N2 и утверждает его. Сводные списки в течение 10 рабочих дней после их утверждения представляются государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
В соответствии с пунктом 36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил.
Таким образом, очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан и датой постановки на учет - преимущественное право имеют наиболее социально незащищенные категории граждан и состоящие на учете с более ранней даты.
Предоставление жилищной субсидии гражданину осуществляется в пределах средств федерального бюджета только после предоставления субсидии всем предыдущим категориям граждан и гражданам с более ранней датой постановки на учет.
Из представленных Министерством строительства и архитектуры Красноярского края в суд первой инстанции доказательств следует, что в Сводных списках граждан-участников жилищной подпрограммы обеспечения жилищной субсидией граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, из категории пенсионеров (второй очереди), Шатерникова Л.И. состояла в очереди: в 2012 г. - под N "данные изъяты", в 2013 г. - под N "данные изъяты", в 2014 г. - под N "данные изъяты" исходя из даты постановки ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 08.08.2001г.
Решение об отказе в предоставлении истцу данной социальной выплаты ответчиком не принималось, с учета она не снята, из Сводного списка очередников не исключена.
Дату постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и определенную в Сводном списке очередность истец в данном деле не оспаривала.
Исходя из предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год средств для осуществления социальных выплат, в 2012 г. социальные выплаты предоставлялись гражданам из категории пенсионеров с датой постановки на учет до 24.06.2001 г., в 2013 г. данной категории очередников социальная выплата не предоставлялась, в 2014 г. предоставлялась гражданам из категории пенсионеров с датой постановки на учет до 04.01.1996 г.
Следовательно, в 2014 г. очередность истца не наступила.
Таким образом, возложив на ответчика обязанность по предоставлению истцу субсидии для приобретения жилого помещения, суд фактически обязал Министерство обеспечить истца такой субсидией во внеочередном порядке.
Однако ни Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной жилищной подпрограммы обеспечения жилищными субсидиями граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 153, не предусматривают внеочередного порядке предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, а напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности.
При таких обстоятельствах в настоящее время нарушений в обеспечении истца жильем не усматривается, поскольку она в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством участвует в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
При этом требования истца направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, что противоречит требованиям пункта 36 вышеуказанных Правил, регламентирующих очередность оформления и выдачи сертификатов.
Таким образом, правовые основания для обеспечения истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке отсутствуют, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 05 июля 2014 г. отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении иска Шатерниковой Л.И. к Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию (сертификат) для приобретения (строительство) жилого помещения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.