Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего: Зинченко И.Н.,
судей: Пашковского Д.И., Данцевой Т.Н.,
при секретаре: Т.,
заслушав в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н., гражданское дело по заявлению Назаровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице начальника отдела военного комиссариата Красноярского края по городу Назарово и Назаровскому району, а также неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МО МВД России "Назаровский" в части не проведения мероприятий по розыску лиц и непредставлении информации в отдел военного комиссариата,
по апелляционным жалобам представителя МО МВД России "Назаровский" Коноплевой Н.Л. и представителя ГУ МВД России по Красноярскому краю Батурина П.В.
на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 23 июня 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Назаровского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице начальника отдела военного комиссариата Красноярского края по городу Назарово и Назаровскому району, а также неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МО МВД России "Назаровский" в части не проведения мероприятий по розыску лиц и непредставлении информации в отдел военного комиссариата удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Назаровский", выразившееся в не проведении мероприятий по розыску Д., "дата" г.р., А., "дата" г.р., Б., "дата" г.р., В., "дата" г.р., Г., "дата" г.р., Е., "дата" г.р., Ж., "дата" г.р., З., "дата" г.р., И., 16.01.1990г.р., К., "дата" г.р., Л., "дата" г.р., К.Е.В., "дата" г.р., Н., "дата" г.р., О., "дата" г.р., П., "дата" г.р., Р., "дата" г.р., С., "дата" г.р., Т., "дата" г.р., У., "дата" г.р., Ф., "дата" г.р., Х., "дата" г.р., Ш., 31.07.1988г.р., Щ., "дата" г.р., Ч., "дата" г.р., Э., "дата" г.р., Я., "дата" г.р., Ю., "дата" г.р., С.Е.В., "дата" г.р., Б.Д.С., "дата" г.р., Ш.Е.А., "дата" г.р., Б.С.Л., "дата" г.р., А.А.В., "дата" г.р., А.Л.М., "дата" г.р., Ш.М.А., "дата" г.р., Р.А.В., "дата" г.р., Ц., "дата" г.р., Ч.В.А., "дата" г.р. П.Д.В., 07.12.1994г.р., С.В.Ю., "дата" г.р., В.М.А., "дата" г.р., В.М.С., "дата" г.р., Щ.И.В., "дата" г.р., М.С.А., "дата" г.р, Ч.А.В., "дата" г.р., Р.А.Ф., "дата" г.р., С.В.О., "дата" г.р., Э.Д.В., "дата" г.р., Т.В.А., "дата" г.р., К.П.А., "дата" г.р., И.К.М., "дата" г.р., П.С.С., "дата" г.р., П.И.А., "дата" г.р., О.А.С., "дата" г.р, О.Е.А., "дата" г.р., М.А.В., 20.08.1989г.р., С.А.Ю., "дата" г.р., Ш.Е.В., "дата" г.р., Р.А.С., "дата" г.р., Р.В.В., "дата" г.р., П.М.А., "дата" г.р., Д.О.Д., 07.01.1988г.р., Д.А.А., 05.01.1992г.р., Г.А.А., 18.06.1994г.р., И.Р.Р., 08.05.1994г.р., К.Н.В., 15.04.1988г.р., К.М.В., 06.08.1992г.р., У.Ю.С., "дата" г.р., Ч.Е.В., 31.03.1993г.р., Т.В.В., 12.04.1993г.р., Т.А.С., 23.08.1988г.р., Ч.И.С., 30.07.1989г.р., Ш.В.А., "дата" г.р., Н.В.Д., 15.08.1989г.р., Н.Р.Е., "дата" г.р., М.А.А., 16.02.1993г.р., М.С.А., 16.09.1993г.р., Л.О.А., 26.04.1988г.р., Е.И.В., "дата" г.р., А.А.В., 25.06.1989г.р., В.А.В., "дата" г.р., Г.Р.С., "дата" г.р., И.Н.А., 10.11.1992г.р., К.А.А., 28.10.1992г.р., М.Н.И., 29.03.1989г.р., М.О.В., 31.03Л992г.р., О.М.А., 28.02.1989г.р., П.А.С., "дата" г.р., Р.А.Н., "дата" г.р., С.В.Ю., 24.03.1990г.р., И.Е.А., 21.01.1991г.р., Ч.Р.А., 13.09.1993г.р., и доставлению граждан в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях Ч.А.Н., "дата" г.р., П.И.С., 02.08.1994г.р., Ч.С.Н., 09.06.1988г.р., Ч.Д.С., 10.01.1995г.р., С.С.В., 13.03.1992г.р., С.А.С., 08.10.1990г.р., Н.Н.А., 10.10.1994г.р., И.Н.Н., "дата" г.р., БА.В., "дата" г.р., Б.О.В., "дата" г.р., А.М.Ю., 28.05.1995г.р., Т.В.С., 25.04.1990г.р., Ф.К.В., 05.03.1993г.р., П.А.В., 17.05.1992г.р., М.А.В., 08.03.1996г.р., Л.Н.Ю., 28.08.1994г.р., Ш.А.В., 15.05.1991г.р., Д.Д.В., "дата" г.р., М.А.В., "дата" г.р., Л.А.А., 30.05.1994г.р., Л.А.О., 24.10.1994г.р., Ч.А.О., 20.10.1990г.р., Г.А.В., 22.09.1990г.р., Д.Р.В., 27.10.1994г.р., З.А.С., 25.02.1988г.р., З.К.В., 22.09.1990г.р., К.П.Ю., 20.11.1993г.р., и непредставлении информации о проведенных мероприятиях в отдел военного комиссариата Красноярского края по г.Назарово и Назаровскому району.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Назаровский" исполнить предусмотренные Федеральными законами "О полиции" и "О воинской обязанности и военной службе" обязанности по розыску указанных выше граждан, установлению их фактического местонахождения и вручению повесток для явки в отдел военного комиссариата Красноярского края по г. Назарово и Назаровскому району на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и производство по делам об административных правонарушениях в период весеннего и осеннего призыва 2014 года.
Обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Назаровский" взаимодействовать с отделом военного комиссариата края по г. Назарово и Назаровскому району при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений начальника указанного отдела военного комиссариата осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток, и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, в отдел военного комиссариата в период первоначальной постановки на воинский учет и в период весеннего и осеннего призывов 2014 года, обеспечивать доставление граждан в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Назаровский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации в лице начальника отдела военного комиссариата Красноярского края по городу Назарово и Назаровскому району, а также неопределенного круга лиц приведенного выше содержания.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения требований законодательства при призыве весной 2014 года граждан на военную службу установлено, что обращения военного комиссариата Красноярского края по городу Назарово и Назаровскому району об установлении местонахождения призывников, которым не представилось возможным вручить повестку начальником МО МВД России "Назаровский" исполнены не были. Свое бездействие в части установления местонахождения призывников сотрудники МВД мотивировали тем, что Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" такая обязанность на органы полиции не возложена. Вместе с тем, отказывая в розыске граждан, уклоняющихся от призыва, МО МВД России "Назаровский" нарушает интересы Российской Федерации. В ходе проведенной проверки также установлено, что начальник отдела военного комиссариата по г. Назарово и Назаровскому району неоднократно обращался с запросами в МО МВД России "Назаровский" о проведении розыскных мероприятий в отношении лиц, уклоняющихся от призыва. Так, сопроводительными письмами от 04.04.2014 N1/742, от 09.04.2014 N1/783, от 15.04.2014 N1/869, от 25.04.2014 N1/992, 30.04.2014 N1/1023 в МО МВД России "Назаровский" начальником отдела военного комиссариата края по г.Назарово и Назаровскому району направлены обращения об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестку и обращения о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении. На указанные обращения начальником полиции МО МВД России "Назаровский" С.А.С. 11.04.2014 года, 24.04.2014 года, 06.05.2014 года направлены разъяснения по факту отказа от проведения розыскных мероприятий в отношении лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу.
Таким образом, нарушение МО МВД России "Назаровский" действующего законодательства в связи с отказом от установления местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестку, то есть розыска граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, нарушает интересы Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья людей, обороны страны, исполнение долга защиты Отечества, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; препятствует выполнению государственной задачи по призыву граждан на военную службу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель МО МВД России "Назаровский" Коноплева Н.Л. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального права. Указывает на то, что заявленные требования не подлежали рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку в данном случае права и свободы гражданина не нарушаются, препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод не возникает, какая-либо обязанность на гражданина не возложена, о привлечении гражданина к ответственности также речи не идет. Также полагает, что необоснованно и в отсутствие к тому законных оснований удовлетворены требования прокурора об обязании МО МВД России "Назаровский" взаимодействовать с отделом военного комиссариата в период предстоящего призыва, поскольку предполагаемые заявителем нарушения в осенний призыв 2014 года не могут быть предметом настоящего дела. Также суд в нарушение требований главы 25 ГПК РФ не привел доказательств незаконности бездействия МО МВД России "Назаровский", тогда как отказ в доставлении физических лиц соответствовал требованием закона. При разрешении заявленных требований суд проигнорировал отсутствие в ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" закрепления обязанности по обеспечению призыва граждан на военную службу, а также наличие с 1 марта 2011 года запрета на возложение на полицию иных обязанностей иначе как путем внесения изменений в Федеральный закон "О полиции".
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Красноярскому краю Батурин П.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального права, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе представителя МО МВД России "Назаровский".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя ГУ МВД России по Красноярскому краю Железняка И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела А.А.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени его рассмотрения, и находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Обязанности должностных лиц органов внутренних дел в сфере законодательства о воинской обязанности и военной службе определены ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона, к которым относятся - производство розыска и при наличии законных оснований осуществление задержания граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 года N3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в данной работе определен утвержденной Приказом Министра Обороны РФ N366, МВД России N789, ФМС России N197 от 10.09.2007 года Инструкции "Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности".
Подпункт "А" п. 5 Инструкции обязывает начальника ОВД по району, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручению им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании жалобы начальника отдела военного комиссариата Красноярского края по г.Назарово и Назаровскому району Назаровской межрайонной прокуратурой была проведена проверка в отношении МО МВД России "Назаровский" исполнения требований законодательства при призыве весной 2014 года граждан на военную службу, в ходе которой установлено, что начальник отдела военного комиссариата по г.Назарово и Назаровскому району неоднократно обращался с запросами в МО МВД России "Назаровский" о проведении розыскных мероприятий в отношении лиц, уклоняющихся от призыва.
Так, сопроводительными письмами от 04.04.2014 года N1/742, от 09.04.2014 года N1/783, от 15.04.2014 года N1/869, от 25.04.2014 года N1/992, от 30.04.2014 года N1/1023 в МО МВД России "Назаровский" начальником отдела военного комиссариата края по г.Назарово и Назаровскому району направлены обращения об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестку и обращения о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении.
На указанные письма начальником полиции МО МВД России "Назаровский" 11.04.2014 года, 24.04.2014 года и 06.05.2014 года, а также ВРИО начальника полиции МО МВД России "Назаровский" от 06.05.2014 года в адрес начальника отдела военного комиссариата края по г.Назарово и Назаровскому району были направлены разъяснения по факту отказа от проведения розыскных мероприятий в отношении лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу.
Надлежащим образом оценив представленные оказательства, суд первой инстанции, суд первой инстанции, правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, всесторонне, полно и объективно исследовал представленные доказательства, правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку и пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия МО МВД России "Назаровский", выразившегося в не проведении мероприятий по розыску вышеуказанных лиц, и непредставлении информации о проведенных мероприятиях в отдел военного комиссариата Красноярского края по г.Назарово и Назаровскому району.
При этом суд верно исходил из того, что изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" в связи с принятием Федерального закона "О полиции" не вносились, Приказ Министра внутренних дел N789 свое действие не утратил, в связи с чем, сотрудники полиции обязаны выполнять требования п. 2 ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а именно вручать повестки под роспись гражданам, оповестить которых военным комиссариатам не представляется возможным.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на верно примененных нормах материального права и фактических обстоятельств и материалов дела.
Учитывая, что межмуниципальный отдел МВД России "Назаровский", являясь территориальным органом МВД России и, реализуя на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск граждан, у начальника МО МВД России "Назаровский" не имелось правовых оснований для оставления без исполнения персональных письменных обращений военного комиссара.
Вместе с тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на МО МВД России "Назаровский" обязанности взаимодействовать с отделом военного комиссариата при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений начальника указанного отдела военного комиссариата осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток, и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, в отдел военного комиссариата в период первоначальной постановки на воинский учет и в период весеннего и осеннего призывов 2014 года, обеспечивать доставление граждан в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях, поскольку данная обязанность МО МВД России "Назаровский" прямо предусмотрена действующим законодательством, поэтому обязывать МО МВД России "Назаровский" исполнять требования федерального законодательства в будущем, является излишнем.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб представителя МО МВД России "Назаровской" и представителя ГУ МВД России по Красноярскому краю в указанной части заслуживают внимания, решения суда в приведенной выше части не может быть признанно законным и подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст.330 ГПК РФ как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований Назаровского межрайонного прокурора в данной части надлежит отказать.
Доводы апелляционных жалоб о том, что выполнение мероприятий по розыску лиц, уклоняющихся от воинского учета и призыва на военную службу, не отнесено Федеральным законом "О полиции" к компетенции данного органа, основанием к отмене оспариваемого решения суда служить не могут.
Исходя из вышеуказанных нормативно-правовых актов, Указа Президента РФ от 01.03.2011 N250 "Вопросы организации полиции", принятого в развитие Закона "О полиции", и возлагающего на подразделения, организации и службы полиции розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами, а также ранее приведенных положений п. 3 ст. 4 и п. 2 ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", розыск граждан и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается именно на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Различные виды неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от воинского учета, призыва на военную службу ил военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, закрепленных в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе", содержат признаки административных правонарушений или преступлений, ответственность за которые предусмотрена соответствующими статьями КоАП РФ и УК РФ.
Поэтому положения статей 4 и 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" полностью соответствуют статьям 1 и 2 Федерального закона "О полиции", которые в качестве задач полиции предусматривают пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, производство дознания и розыск лиц, в том числе и в рамках воинского учета.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционных жалоб не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как в целом основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия со сделанной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену решения суда первой инстанции в полном объеме, при апелляционном рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329,330 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Назаровского городского суда Красноярского края от 23 июня 2014 года в части возложения на МО МВД России "Назаровский" обязанности взаимодействовать с отделом военного комиссариата при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, на основании соответствующих письменных обращений начальника указанного отдела военного комиссариата осуществлять установление фактического местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу в случае невозможности вручения им повесток, и обеспечивать прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности, в отдел военного комиссариата в период первоначальной постановки на воинский учет и в период весеннего и осеннего призывов 2014 года, обеспечивать доставление граждан, в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях - отменить, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Назаровского межрайонного прокурора об этом, отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя МО МВД России "Назаровский" Коноплевой Н.Л. и представителя ГУ МВД России по Красноярскому краю Батурина П.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.