Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Пашковского Д.И.,
судей - Малякина А.В., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по иску Гельрод ОС к администрации Кочергинского сельсовета о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности совершить определенные действия и взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя Гельрод О.С. - Федоровой Е.С.
на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 16 июля 2014 года, которым постановлено:
"Заявление Гельрод О.С. удовлетворить частично, взыскать с администрации Кочергинского сельсовета за счет казны муниципального образования "Кочергинский сельсовет" в пользу Гельрод ОС компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, в остальной части отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гельрод О.С. обратилась в суд с иском к администрации Кочергинского сельсовета о признании незаконным распоряжения "О принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий" от 20 марта 2014 года N 10-п в части даты постановки на учет - с 20 марта 2014 года, возложении обязанности признать ее и членов ее семьи (мужа Гельрод ВН и сына Гельрод ДВ) приобретшими указанный статус с 27 июня 2013 года и включить их в дополнительный список участников краевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы" с направлением документов в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края; о взыскании компенсации морального вреда в размере 7000 рублей.
В обоснование своих требований сослалась на то, что 27 июня 2013 года представила в администрацию Кочергинского сельсовета заявления о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и о последующем включении в состав участников долгосрочной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности на 2012-2014 годы", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года N 586-п. Однако решение по первому из обращений принято только 20 марта 2014 года, то есть с нарушением предусмотренного Законом Красноярского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" от 23 мая 2006 года N 18-4751 тридцатидневного срока для рассмотрения подобных заявлений. Участником названной целевой программы она до настоящего времени не признана. В результате действий администрации Кочергинского сельсовета ей причинены нравственные страдания.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Гельрод О.С. - Федорова Е.С. просит решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменить, удовлетворить предъявленные требования в полном объеме. Аргументируя свою позицию, указывает на те же доводы, что и в изначально поданном заявлении.
Представитель администрации Кочергинского сельсовета, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (уведомление о вручении заказной корреспонденции на л.д. 116), не явился, причины неявки не сообщил. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения Гельрод О.С. и ее представителя - Федоровой Е.С., поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства сельского хозяйства - Кокориной С.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года N 586-п утверждена долгосрочная целевая программа "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012-2014 годы". Согласно п.п. 2, 4 и 5 Порядка формирования, утверждения и исключения из сводного списка участников данной целевой программы (Приложение N 2 к данному документу) для включения в сводный список гражданин, являющийся членом молодой семьи или молодым специалистом, изъявивший желание улучшить жилищные условия в рамках программы, для участия в 2013 и 2014 годах в срок до 1 октября года, предшествующего году реализации мероприятия, подает в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, выбранного для постоянного проживания, заявление с приложением документов, предусмотренных пунктом 4 подраздела 3.2 раздела 3 программы.
Для формирование сводного списка на 2013, 2014 годы органы местного самоуправления в срок до 30 ноября года, предшествующего году реализации мероприятия, направляют в Министерство списки заявителей. Министерство на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов, указанных в п. 2 настоящего Порядка, в срок до 1 июня текущего года формирует и утверждает сводный список на соответствующий год Сводный список формируется в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в хронологической последовательности - в соответствии с датой признания заявителей нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как усматривается из представленных материалов, Гельрод О.С., являющаяся молодым специалистом в сельской местности, желая принять участие в указанной целевой программе, 27 июня 2013 года обратилась в администрацию Кочергинского сельсовета по месту своего жительства, с заявлениями о признании ее и членов ее семьи (мужа - Гельрод ВН и сына - Гельрод ДВ) нуждающимися в улучшении жилищных условий и о включении в списки. Данный факт ответчиком не оспаривался.
Согласно п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Аналогичное положение получило закрепление и в ч. 1 ст. 9 Закона Красноярского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" от 23 мая 2006 года N 18-4751.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно указал, что заявление Гельрод О.С., поступившее в администрацию Кочергинского сельсовета 27 июня 2013 года было рассмотрено, вопреки упомянутым предписаниям закона, только 20 марта 2014 года, то есть за пределами установленного срока. Однако необоснованно отказал в принятии мер к устранению нарушений прав гражданина, допущенных в результате неправомерных действий, в то время как несвоевременность их осуществления повлекла для истицы наступление неблагоприятных последствий в виде лишения ее возможности быть включенной в список участников целевой программы на 2014 год (нуждаемость в улучшении жилищных условий должна была быть признана до 1 октября 2013 года).
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, предусматривающей, что суд, признав заявление об оспаривании действий органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина или препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, полагает необходимым изменить дату признания Гельрод О.С. и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с 20 марта 2014 года (дня издания администрацией Кочергинского сельсовета соответствующего распоряжения) на 8 августа 2013 года (последний день предусмотренного закона срока для рассмотрения подобных обращений).
Вместе с тем судебная коллегия находит верным вывод суда об отсутствии оснований для возложения на указанный орган местного самоуправления обязанности включить истицу в список в качестве участника обозначенной целевой программы, поскольку в его компетенцию выполнение данной операции не относится. В соответствии с соглашением, заключенным 21 ноября 2011 года между Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края и администрацией Курагинского района, органом, уполномоченным осуществлять прием заявлений и документов, необходимых для участия в Программе, формировать списки граждан участников Программы и направлять их в Министерство является администрация Курагинского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 16 июля 2014 года в части отказа в удовлетворении требований Гельрод ОС о признании неза-конным распоряжения администрации Кочергинского сельсовета Красноярского края "О принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий" от 20 марта 2014 года N 10-п в части даты постановки на учет Гельрод ОС и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий с 20 марта 2014 года, изменении указанной даты - отменить.
Признать незаконным распоряжение администрации Кочергинского сельсовета Красс-ноярского края "О принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных усло-вий" от 20 марта 2014 года N 10-п в части даты постановки на учет Гельрод ОС и членов ее семьи - мужа Гельрод ВН и сына Гельрод ДВ нуждающимися в улучшении жилищных условий с 20 марта 2014 года.
Признать Гельрод ОС и членов ее семьи - мужа Гельрод ВН и сына Гельрод ДВ нуждающимися в улучшении жилищных ус-ловий с 8 августа 2013 года.
В остальной части решение Курагинского районного суда Красноярского края от 16 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гельрод О.С. - Федоровой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.