Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Прилуцкой Л.А.,
судей: Наприенковой О.Г., Тарараевой Т.С.,
с участием прокурора Дозорцевой Е.Г.,
при секретаре: Елфимовой Е.Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Наприенковой О.Г., гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Красноярска в интересах Веревкиной Ю.И. к администрации города Красноярска о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации г. Красноярска,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 19 июня 2014 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию города Красноярска предоставить Веревкиной Ю.И. на территории г.Красноярска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах Веревкиной Ю.И. к администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда в г. Красноярске по договору найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Веревкина Ю.И., "дата" года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать ФИО7 умерла "дата" г., сведения об отце внесены со слов матери. Постановлением администрации Канского района Красноярского края от 19.08.1998 года N 373-п опекуном Веревкиной Ю.И. назначен ФИО8, закреплена жилая площадь по адресу: "адрес". 07.06.2012 г. Веревкина Ю.И. обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края в целях обеспечения жильем, в ответе на обращение ей было предложено представить дополнительные документы. На основании протеста прокурора г.Канска от 29.05.2014г. N 1745ж-2014 закрепление за Веревкиной Ю.И. жилого помещения было отменено. Ссылаясь на то, что Веревкина Ю.И. закрепленной жилой площади не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы, имеет право на обеспечение жилым помещением, прокурор заявил вышеуказанные требования.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Красноярска Бахарева Е.А. (доверенность от 31.03.2014 г.), просит решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на отсутствие у Веревкиной Ю.И. статуса сироты и доказательств соблюдения заявительного порядка, подтверждающего своевременность обращения по вопросу постановки на учет для получения жилья. Возложение обязанности предоставить Веревкиной Ю.И. жилье вне очереди нарушает права и законные интересы лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих свое право в установленном законом порядке.
Администрация г. Красноярска, Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л/д 94,96), ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли, о причинах неявки не сообщали, доказательств уважительности отсутствия не представили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), обсудив её доводы, заслушав объяснения Веревкиной Ю.И., прокурора Дозорцевой Е.Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ч.1, ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела следует, что Веревкина Ю.И. (ранее Астафьева Ю.И.), "дата".р., в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать ФИО7 умерла "дата" (л.д. 13). Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением администрации Канского района Красноярского края от 19.08.1998 года N 373-п Веревкиной Ю.И. назначен опекун ФИО8, закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (л.д. 12). Веревкина Ю.И. в период с 2006 года по 2009 года обучалась в ФГОУ СПО "Канский политехнический колледж" (л.д. 18-22).
07.06.2012г. обращалась с заявлением о предоставлении жилого помещения в Министерство образования и науки Красноярского края (л.д. 11), в ответе от 04.07.2012г. N 3954/о ей предложено представить дополнительные документы, подтверждающие право на получение жилья (л.д. 14-15).
Постановлением администрации Канского района Красноярского края N463-пг от 16.06.2014 года, по внесенному прокурором протесту от 29.05.2014г. N 1745ж-2014, п. 4 постановления администрации Канского района N 373-п от 19.08.1998 года о закреплении жилья за Веревкиной Ю.И. было отменено, поскольку за несовершеннолетней закреплено не конкретизированное жилое помещение (л.д. 48).
Веревкина Ю.И. проживает в "адрес", имеет регистрацию по месту пребывания на срок с 09.11.2012г. по 09.11.2014г. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО11 - отцу супруга ФИО12 (л.д. 41).
На основании сообщения Управления Росреестра по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах Веревкиной Ю.И. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.
Разрешая заявленные требования, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г. Красноярска обязанности предоставить Веревкиной Ю.И. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по месту её жительства.
При этом суд обоснованно исходил из того, что истец относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, находилась под опекой, соответственно со стороны государства, в лице соответствующих органов, должны были быть приняты меры к обеспечению соблюдения прав Веревкиной Ю.И. Со стороны органов опеки и попечительства было допущено ненадлежащее исполнение обязанностей по защите прав и интересов Веревкиной Ю.И., выразившееся в неправомерном закреплении за ней жилого помещения, что привело к возникновению препятствий для реализации права на получение жилого помещения до наступления возраста 23 лет. Жилым помещением по договору социального найма Веревкина Ю.И. не обеспечена, в собственность жилье не приобрела, в связи с чем истица не может быть лишена гарантированного права на получение жилья.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении истцом процедуры заявительного порядка постановки на учет, предусмотренной для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются не состоятельными. Из материалов дела следует, что истица неоднократно обращалась в Министерство образования и науки Красноярского края по вопросу обеспечения жилым помещением 07.06.2012 г., в возрасте 22 лет, в ответе на её обращение были разъяснены нормы закона и указано на обеспечение жилым помещением при отсутствии закрепленного жилого помещения (л/д 11,14). Обратившись в указанный орган повторно, получила ответ об отсутствии оснований для обеспечения жилым помещением в связи с достижением возраста 23 лет (л/д16). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истица обращалась в установленный законом срок и порядке в уполномоченный орган по вопросу получения меры государственной поддержки, но наличие закрепленного жилого помещения являлось препятствием для постановки её на учет и обеспечения жилым помещением. В настоящее время истец достигла возраста 25 лет и утратила статус сироты, постановка ее на учет для получения жилья в Министерстве образования и науки Красноярского края не может быть произведена, что исключает возможность истца реализовать право на обеспечение жилым помещением в соответствии с установленной процедурой.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление жилья осуществляется в порядке очереди, в которую истица не включена, не является основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку обеспечение жилым помещением лиц, включенных в список на получение жилья, не может лишать истицу права на получение меры социальной поддержки.
Поскольку в апелляционной жалобе не приводится каких-то новых убедительных доказательств, влекущих отмену решения, процессуальных нарушений такого рода судом не допущено, то принятое решение следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 19 июня 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г.Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.