Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Абрамовича В.В.
судей Кучеровой С.М., Елисеевой А.Л.
при секретаре Солодовниковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кучеровой С.М.
гражданское дело по иску Яковлевой З.Н., Анохиной А.Г., Анохина А.А., Анохина С.А. к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельского совета, Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ", ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Территориальному управлению Росимущества в Забайкальском крае о признании проживающими на условиях социального найма и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ Румянской О.Н.,
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 08 июля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Признать Яковлеву З.Н., Анохину А.Г., Анохина А.А., Анохина С.А. проживающими в жилом помещении - "адрес" Ачинского района Красноярского края с 1993г. на условиях социального найма.
Признать за Яковлевой З.Н., Анохиной А.Г., Анохиным А.А., Анохиным С.А. право собственности по 1/4 доли за каждым в праве общей долевой собственности на четырехкомнатную "адрес" Ачинского района Красноярского края.".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яковлева З.Н., Анохина А.Г., Анохин А.А., Анохин С.А. обратились с исковым заявлением к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельского совета, Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ, ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ" о признании их проживающими на условиях социального найма в жилом помещении, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: Ачинский район, "адрес".
Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение было предоставлено Яковлевой З.Н. 01 сентября 1983г. по месту ее работы на основании решения жилищной комиссии в/ч 74008 с учетов членов ее семьи - дочери и двух внуков. С указанного времени и по настоящее время истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении, другого жилья не имеют, в приватизации жилого помещения участия не принимали. В заключенном между Яковлевой З.Н. и Красноярской КЭЧ договоре найма служебной квартиры основанием вселения указано решение жилищной комиссии N 7 от 01 сентября 1983г. Однако, истцы считают, что квартира не является служебной, поскольку не имеется постановления собственника о включении жилого помещения в число служебных в установленном порядке. Ранее спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000г. N 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, где в разделе "Красноярский край" были исключены закрытые военные городки во всех населенных пунктах Красноярского края, кроме г. Енисейска. Сведения о собственнике спорного жилого помещения в Ачинском отделе "Росреестра" отсутствуют, в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района он также не числится.
Определением суда от 09 июня 2014г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены 3-й отдел ФГКУ "Центррегионжилье", ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ", в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ Румянская О.Н., действующая на основании доверенности от 04 июля 2014г. сроком действия по 31 августа 2014г., просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным. Указывая на то, что спорное жилое помещение предоставлялось истице в качестве служебного для временного проживания на период трудовых отношений с войсковой частью 74008, как гражданскому персоналу войсковой части. О статусе спорного жилого помещения при заселении в 1983г., при заключении договора найма истица знала, согласилась с условиями договора, не оспаривала их при оформлении документов. Истцы не имеют право на получение жилого помещения в собственность от Министерства обороны РФ, так как не являются военнослужащими. На Министерство обороны Российской Федерации не возложена обязанность по обеспечению гражданского персонала жилыми помещениями по договору социального найма. Служебные жилые помещения в силу ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации не подлежат.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не сообщивших о причинах неявки, Судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усматривает.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В силу ч.1 ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В соответствии со ст. 10 ЖК РСФСР граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
Действовавшим в 1981 году Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", предусматривалось, что рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (п. 7).
Рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, непосредственно связанным с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, предоставлялись служебные жилые помещения. На эти цели в домах Министерства обороны СССР выделялось 3% жилой площади (п.10).
При этом на основании п. 9 названного Положения не подлежали выселению из жилых помещений без предоставления другой жилой площади пенсионеры по старости из числа рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями.
Распределение жилой площади между рабочими и служащими воинской части производилось по совместному решению командования (администрации) и местного комитета профсоюза. Списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами направлялись через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона. Утвержденный список являлся основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади (п.22).
Таким образом, Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975г. N 285 не исключалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
При этом в силу положений ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему предоставлено это помещение.
На основании ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 104 ЖК РФ, служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, и в указанном Перечне значился военный городок N13, расположенный в д. "адрес".
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011г. N1779-р в указанный Перечень внесены изменения, военный городок N13, расположенный в д. "адрес" исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.
Распоряжениями администрацией Ачинского района Красноярского края до 2004г. были включены части жилого фонда в д. "адрес" в число служебных помещений и закреплены за Красноярской КЭЧ, однако "адрес". N по "адрес" Ачинского района Красноярского края в число служебных не включена.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Яковлева З.Н. с 1983г. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 74008 на должностях гражданского персонала, уволена по собственному желанию.
Решением жилищной комиссии войсковой части 74008 от 01 сентября 1983г. Яковлевой З.Н. было представлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", с учетом членов ее семьи - дочери Анохиной А.Г., внуков Куликова А.А. и Анохина С.А.
Истцы состоят на регистрационном учете в жилом помещении, с 2010г. на учете в спорной квартире состоит Анохин А.А., Куликов А.А. снят с регистрационного учета в связи со смертью. По настоящее время истцы проживают в жилом помещении, несут расходы по оплате за жилищно - коммунальные услуги. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истцов в спорном жилом помещении не оспорены.
Яковлева З.Н., Анохина А.Г., Анохин С.А. и Анохин А.А. в приватизации жилого помещения не участвовали, право собственности на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за ними не зарегистрировано.
Спорный жилой дом является федеральной собственностью, закреплен за ФГУ "Красноярская КЭЧ" Министерства обороны РФ. 28 октября 2005г. между Красноярской КЭЧ и Яковлевой З.Н. заключен договор N 83 найма служебного жилого помещения в домах государственного жилого фонда РФ, согласно которому жилое помещение предоставлено нанимателю Яковлевой З.Н. на основании протокола жилищной комиссии от 01 сентября 1983г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что при предоставлении истице в 1983 году жилого помещения - квартиры по адресу: д. Каменка, "адрес" отношения по ее пользованию и владению не были надлежащим образом оформлены наймодателем. Впервые договор с нанимателем Яковлевой З.Н. заключен в 2005 году на основании решения жилищной комиссии от 01 сентября 1983г., о чем и указано в договоре, поименованного как "договор найма служебной квартиры".
Проанализировав условия договора от 2005г., заключенного между Красноярской КЭЧ и Яковлевой З.Н., суд обоснованно указал, что из его содержания следует, что спорное жилое помещение предоставлено нанимателю в постоянное пользование, поскольку договор не содержит срока действия, что противоречит назначению служебных жилых помещений, установленных ст. 93 ЖК РФ, а также и ранее действовавшим положениям ст. 101 ЖК РСФСР.
Удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции произвел системный анализ нормативных актов, применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, обосновано исходил из того, что Яковлева З.Н. была вселена в спорное жилое помещение на основании решения жилищной комиссии войсковой части как работник войсковой части из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, а Анохина А.Г., Анохин С.А. и Анохин А.А. вселены в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя Яковлевой З.Н., истцы продолжают проживать в указанном спорном жилом помещении на законных основаниях, военный городок N 13, расположенный в д. Каменка Ачинского района исключен из перечня закрытых военных городков, спорная квартира является объектом государственной собственности, в установленном законом порядке не отнесена к числу служебных, а потому, заключенный в 2005г. с Яковлевой З.Н. договор найма служебной квартиры по своей правовой природе является договором социального найма, в связи с чем, между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, с которыми Судебная коллегия соглашается и считает их правильными.
Доводы жалобы о том, что спорная квартира имеет статус служебного жилья, являются необоснованными, поскольку служебный ордер истице не выдавался, решений уполномоченного органа о включении спорной квартиры в число служебных, как было предусмотрено ст. ст. 15, 101 ЖК РСФСР, не принималось, то есть в установленном законном порядке спорная квартира к числу служебных помещений отнесена не была. Доказательств, свидетельствующих о наличии у спорной квартиры статуса специализированного, а так же незаконности вселения истцов в спорное жилое помещение ответчиками в материалы дела не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции. В этой связи, с момента снятия статуса закрытого военного городка к возникшим правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, установив, что спорная квартира является объектом государственной собственности и истцы приобрели право пользования ею на условиях договора социального найма, желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовались, доказательств того, что спорная квартира не подлежит приватизации ответчиками, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено, военный городок, расположенный в д. Каменка Ачинского района исключен из перечня закрытых военных городков, в этой связи, суд первой инстанции, правильно применив положения ст. ст. 2, 4, 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу о признании за истцами право собственности на "адрес" по адресу: Ачинский район, "адрес".
Решение суда о признании права собственности в порядке приватизации за Яковлевой З.Н., Анохиной А.Г., Анохиным А.А., Анохиным С.А., соответствует разъяснениям, содержащимся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в силу которых требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые Помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. ст. 4, 8, 11 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде специального использования один раз.
Судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в решении, следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом по правилам ст. ст. 56, 67 ГПК РФ доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истцов отсутствуют основания для признания права собственности в порядке приватизации на квартиру, принадлежащую Министерству обороны РФ, поскольку Яковлева З.Н. не является военнослужащей Вооруженных Сил Российской Федерации, являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств по делу. Яковлева З.Н. вселилась в предоставленное жилое помещение на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008, то есть на законном основании, решение жилищной комиссии не оспорено и в установленном законом порядке не признано недействительным. Анохина А.Г., Анохин А.А. и Анохин С.А. вселены в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя, и учитывая, что истцы проживают в спорной квартире на условиях договора социального найма, то они вправе приобрести занимаемое ими жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены решения суда, поскольку сводятся по существу к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которым суд дал надлежащую оценку при рассмотрении дела, основываются на неверном толковании норм материального права, правильно примененных судом при разрешении дела, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены решения суда.
Решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 -329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 08 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны РФ Румянской О.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.