Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Зинченко И.Н.,
судей - Лазовского С.И., Данцевой Т.Н.
при секретаре - А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
по апелляционной жалобе представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Пелых О.Ю.
на заочное решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 июля 2014 года, которым постановлено:
"Требования прокурора Советского района г. Красноярска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: участка тепловой сети "данные изъяты"
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить постановку недвижимого имущества: участка тепловой сети "данные изъяты" - на учет как бесхозяйное имущество".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия в части не принятия мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - участка тепловой сети "данные изъяты" возложении обязанности осуществить в порядке ст. 255 ГПК РФ постановку на учет данного объекта.
В обоснование своих требований сослался на то, что сотрудниками прокуратуры Советского района г. Красноярска проведена проверка на предмет исполнения органами местного самоуправления обязанности по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность. В ходе таковой установлено наличие на территории города инженерных сетей, подходящих к многоквартирным домам по "адрес", в том числе и обозначенного участка тепловой сети, информация о собственнике которых отсутствует. Поскольку названный объект расположен в административных границах муниципального образования "Город Красноярск", а право инициировать вопрос о постановке бесхозяйственной недвижимой вещи на учет в силу ст. 255 ГК РФ предоставлено только органу местного самоуправления, полагает, что не обращение Департамента с заявлением о принятии указанного имущества на учет как бесхозяйного является незаконным.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Пелых О.Ю. просит данный судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального права.
Представитель Департамента, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (реестр доставки курьерской корреспонденции на л.д. 46), не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ. судебная коллегия считает возможным судебное заседание в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Щелкуновой О.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене оспариваемого судебного акта.
Как видно из представленных материалов и установлено в ходе рассмотрения дела, в административных границах муниципального образования "Город Красноярск" расположен участок тепловой сети "данные изъяты" Сведений о том, что данный объект недвижимости находится в чьей-либо собственности или пользовании, не имеется. Отсутствие титульного владельца имущества подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 марта 2014 года, письмами ООО "Управляющая компания "Енисей-Сервис" от 22 января 2014 года и ООО "КраМЗЭнерго" от 6 февраля 2013 года. Из их содержания усматривается, что тепловые сети, расположенные в районе домов "адрес" (в том числе и обозначенный участок тепловой сети) после сдачи объекта застройщиком - ООО ФСК "Монолит" на обслуживание не принимались, включены в перечень тепловых сетей, права на которые не зарегистрированы.
Удовлетворяя предъявленные прокурором требования, суд первой инстанции, дав анализ в системной совокупности положениям ст. 225 Гражданского кодекса РФ, пунктам 2 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года, пунктам 8, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, и установив, что названный участок тепловой сети является бесхозяйным, отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации, а ответчик мер к постановке данного сооружения на учет в качестве бесхозяйного не принимает, верно указал на то, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий. При этом законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного.
В муниципальном образовании "Город Красноярск" вопросы организации выявления и учета бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, а также работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты отнесены к ведению Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (п. 48 Положения о данном органе, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 23 мая 2013 года N 110-р, п. 1.3 Регламента взаимодействия органов администрации г. Красноярска по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 25 мая 2011 года N 510-ж).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что неисполнение Департаментом обязанности по постановке на учет спорного участка тепловой сети в качестве бесхозяйного, является незаконным, в связи с чем возложил на данный орган местного самоуправления обязанность устранить допущенные нарушения путем выполнения требуемых действий.
Довод апелляционной жалобы о том, что муниципальное образование владеет, пользуется и распоряжается только тем имуществом, которое находится в муниципальной собственности, является несостоятельным, поскольку данное положение не препятствует обращению в муниципальную собственность бесхозяйных объектов в порядке ст. 255 ГК РФ. Отсутствие владельца участка тепловой сети влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности подобного сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Подлежит отклонению и аргумент представителя Департамента о не выяснении судом обстоятельств, когда стало известно о наличии подобного имущества, поскольку обязанность указанного органа местного самоуправления по выявлению и учету такого рода объектов прямо предусмотрено упоминавшимися правовыми нормами.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте обоснованны, мотивированы со ссылкой на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Полученные судами сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, оценены судом в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, признаны достаточными и достоверными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Пелых О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.