Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Плаксиной Е.Е., Емельянова В.А.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску Соловьева "данные изъяты" к администрации Сухобузимского района Красноярского края, администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, ЗАО АИКБ "Енисейский объединенный банк" о признании за семьей Соловьевых: Соловьевым "данные изъяты", Соловьевой "данные изъяты", Соловьевой "данные изъяты" и Соловьевым "данные изъяты" права на получение социальной выплаты в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы и возложении на ответчиков обязанности перечислить истцам денежные средства в качестве социальной выплаты на основании свидетельства N 06 от 11.09.2013 года
по апелляционной жалобе представителя Соловьева И.Н. Ильина А.С.
на решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 28 июля 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Соловьева "данные изъяты" к администрации Сухобузимского района Красноярского края, администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, ЗАО АИКБ "Енисейский объединенный банк" о признании за семьей Соловьевых: Соловьевым "данные изъяты", Соловьевой "данные изъяты", Соловьевой "данные изъяты" и Соловьевым "данные изъяты" права на получение социальной выплаты в рамках долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы и возложении на ответчиков обязанности перечислить истцам денежные средства в качестве социальной выплаты на основании свидетельства N 06 от 11.09.2013 года - отказать за необоснованностью".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соловьев И.Н. обратился в суд к администрации Сухобузимского района Красноярского края, администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, ЗАО АИКБ "Енисейский объединенный банк" с вышеуказанным иском.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением администрации с.Атаманово Сухобузимского района от 08.11.2011 г. N78-п семья Соловьевой А.Б. (в составе Соловьевой А.Б., мужа - Соловьева И.Н., дочери - Соловьевой А.И., сына - Соловьева А.И.) была признана нуждающейся в жилом помещении и участником долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 г.г., поставлена на учет для участия в данной программе и включена в список участников Программы. В этой связи, 11.09.2013 г. было выдано свидетельство N06 о праве на получение социальной выплаты в размере 777 600 рублей на приобретение жилья на территории Красноярского края. 11.10.2013 г. между истцами и Журавлевой Е.В. был заключен договор купли-продажи жилого дома, общей площадью 67,9 кв.м., на земельном участке по адресу: Сухобузимский район, с.Атаманово, ул. "данные изъяты", общей стоимостью 2 550 000 рублей, из которой оплату в размере 777 600 рублей планировалось произвести безналичным расчетом за счет социальной выплаты. Однако постановлением администрации с.Атаманово от 05.11.2013 г. N87-п семья Соловьевой А.Б. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях и исключена из списка молодых семей-участников Программы в связи с принесением протеста прокурора Сухобузимского района на постановление от 08.11.2011 г. N78-п, поскольку Соловьева А.Б. не имеет права на участие в Программе. Между тем, вступившим в законную силу решением Сухобузимского районного суда от 22.01.2014 г., постановление от 08.11.2011 г. N78-п признано незаконным.
Просил признать за семьей Соловьевых право на получение социальной выплаты в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 г.г.; обязать Администрацию Сухобузимского района перечислить социальную выплату в размере 777 600 рублей в ЗАО АИКБ "Енисейский объединенный банк" для зачисления на счет истца; обязать ЗАО АИКБ "Енисейский объединенный банк" обеспечить перечисление средств с расчетного счета Соловьева И.Н. на расчетный счет Журавлевой Е.В.
Судом в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Соловьева И.Н. Ильин А.С. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неверное толкование норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец Соловьев И.Н., представители ответчиков - администрации Сухобузимского района Красноярского края, администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, ЗАО АИКБ "Енисейский объединенный банк", а также Соловьева А.Б., представитель Министерства строительства и архитектуры Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Соловьева И.Н. Ильина А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Так, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в перечень подпрограмм которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Целью Подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата предоставляется на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, предоставляется молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
В рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы Постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 г. N596-п (действовавшим в период с 09.12.2013 г. по 31.12.2013 г.) утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы, соответствующая положениям вышеуказанной федеральной целевой программы и содержащая возможность использования социальной выплаты на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам (Раздел 2. Цели, задачи и сроки выполнения программы).
Согласно пп.6 п.2.3.1 Программы участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящего пункта.
Как видно из пп.7 п.2.3.1 Программы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно положениям ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с пп.16 п.2.3.2 Программы решение о снятии молодой семьи с учета (исключении из списка молодых семей - участников программы) принимается органом местного самоуправления в случае выявления факта несоответствия условиям программы, в соответствии с которыми молодая семья была признана участником программы и поставлена на учет для участия в программе.
Законом Красноярского края от 23.05.2006 г. N18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" установлены категории граждан, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, порядок принятия на учет, документы, которые предоставляет заявитель, порядок рассмотрения заявления о принятии на учет, порядок ведения учета.
Статьей 15 Закона предусмотрены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые предусмотрены ч.1 ст.56 ЖК РФ.
В силу ст.56 Кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, исходя из ст.53 Кодекса, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно частям 4 и 5 ст.50 Кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Атамановского сельского совета депутатов от 29.09.2006 г. N19-82-р установлена учетная норма для постановки на жилищный учет на территории Атамановского сельсовета в размере не менее 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Как видно из материалов дела, 31.10.2011 г. Соловьева А.Б. обратилась в администрацию Атамановского сельсовета с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, указав основанием для принятия на учет отсутствие жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности. В качестве членов семьи указала: супруга Соловьева "данные изъяты", несовершеннолетних детей Соловьеву "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения и Соловьева "данные изъяты", "данные изъяты" года рождения (л.д.95).
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Атамановского сельсовета от 08.11.2011 г. N17/17 семья Соловьевой А.Б. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно пп.1 п.1 ст.51 ЖК РФ (л.д.94).
В этой связи, Постановлением администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от 08.11.2011 г. N 78-п семья Соловьевой А.Б., зарегистрированной по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, с.Атаманово, ул. "данные изъяты", была признана нуждающейся в жилом помещении, согласно ст.51 ЖК РФ (л.д.93, оборот).
После этого, Соловьев И.Н. и Соловьева А.Б. обратились в администрацию Сухобузимского района с заявлением от 02.12.2012 г. об участии в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 гг. с приложением необходимого пакета документов (л.д.113,114-152). На этом основании семья Соловьева И.Н. была включена в сводный список молодых семей-участников долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы по Сухобузимскому району и 11.09.2013 г. им выдано свидетельство N06 о праве на получение социальной выплаты в размере 777 600 рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Красноярского края (л.д.7).
Согласно договору купли-продажи от 11.10.2013 г. Соловьев И.Н., Соловьева А.Б., Соловьева А.И., Соловьев А.И. купили в общую долевую собственность жилой дом, общей площадью 67,90 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, с.Атаманово, ул. "данные изъяты". Стоимость жилого дома составляет 2 400 000 рублей. Расчет производится за счет наличных средств и безналичным расчетом в сумме 777 600 за счет социальной выплаты путем зачисления на банковский счет продавца банком АИКБ "Енисейский объединенный банк". Право собственности покупателей зарегистрировано в установленном законом порядке 18.10.2013 г. (л.д. 10-11).
Между тем, Постановлением администрации Атамановского сельсовета от 05.11.2013 г. N 87-п на основании протеста прокурора Сухобузимского района от 28.10.2013 г. N 7-2-2013 в постановление администрации Атамановского сельсовета от 08.11.2011 г. N78-п были внесены изменения - исключен пп.1 п.1 о признании нуждающейся в жилом помещении Соловьевой А.Б. (л.д.24).
Постановлением администрации Сухобузимского района от 25.11.2013 г. N 974-п семья Соловьева И.Н. была снята с учета и исключена из сводного списка молодых семей-участников на получение социальной выплаты в 2013 г. по долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы по Сухобузимскому району в связи с утратой молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях (л.д.25).
В этой связи с поступлением 06.12.2013 г. в банк распоряжения администрации Сухобузимского района от 29.11.2013 г. N2513 о возврате денежных средств с открытого Соловьеву И.Н. банковского счета, в связи с утратой молодой семьей нуждаемости в улучшении жилищных условий, банком был произведен возврат суммы субсидии в размере 777 600 рублей по указанным органом местного самоуправления реквизитам (л.д.39-40).
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Сухобузимского районного суда от 22.01.2014 г., постановление администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от 05.11.2013 г. N 87-п, а также постановление администрации Сухобузимского района Красноярского края от 25.11.2013 г. N 974-п, признаны незаконными.
Кроме того, в данном решении суд указал, что администрация Атамановского сельсовета Сухобузимского района, при признании Соловьевой А.Б. нуждающейся в жилых помещениях не учла принадлежащее матери Соловьевой А.Б. - Журавлевой Е.В. жилого помещения, расположенного по адресу: с. Атаманово, ул. "данные изъяты". Кроме того, на момент постановки на учет Соловьева А.Б. имела в собственности жилое помещение по адресу: г.Железногорск, ул. "данные изъяты", общей площадью 32 кв.м.
Суд признал, что у прокурора были основания для принесения указанного протеста, так как указанные в протесте обстоятельства имели место, но не проверялись администрацией Атамановского сельсовета, как при принятии решения о постановке семьи Соловьевой А.Б. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так и при принятии решения об их снятии с учета. Основание для постановки на учет, указанное в решении комиссии по жилищным вопросам Атамановского сельсовета от 08.11.2011 г. (п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ) противоречило фактическим обстоятельствам - наличию в собственности у Соловьевой А.Б. жилого помещения. Постановление администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от 05.11.2013 г. N 87-п было принято в нарушение требований ч.2 ст.56 ЖК РФ, поскольку в постановлении не указаны основания для снятия семьи Соловьевой А.Б. с учета, не проверены обстоятельства, указанные в протесте прокурора.
Кроме того, вступившим в законную силу заочным решением Ленинского районного суда г.Красноярска от 29.07.2013 г. удовлетворены исковые требования Соловьевой Г.В. к администрации г. Красноярска о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: г. Красноярск, ул. "данные изъяты" кв.12/38, и сохранении жилого помещения в перепланированном виде, общей площадью 38,1 кв. метров. Как следует из решения суда от 29.07.2013 г., в вышеуказанную квартиру истица вселилась и встала на регистрационный учет 16.06.1993 г. вместе с членами своей семьи - сыновьями Соловьевым И.Н. и Соловьевым Н.Н., которые на 14.02.2013 г. фактически проживали в указанной квартире, однако от участия в приватизации указанной квартиры Соловьев И.Н. и Соловьев Н.Н. отказались.
Постановление администрации Сухобузимского района Красноярского края от 25.11.2013 г. N 974-п об исключении семьи Соловьева И.Н. из списка участников молодых семей-участников программы на получение социальной выплаты в 2013 г. было также признано незаконным, так как оно было принято на основании постановления администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от 05.11.2013 года N87-п.
Постановлением администрации Атамановского сельсовета от 01.04.2014 г. N 38/1-п исключен пп.1 п.1 постановления администрации Атамановского сельсовета от 08.11.2011 года N 78-п, постановлено рассмотреть учетное дело Соловьевой А.Б. с целью наличия оснований состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Как следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Атамановского сельсовета от 26.03.2014 г. N4 и решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Атамановского сельсовета от 26.03.2014 г. N3/3, на момент подачи Соловьевой А.Б. заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на праве собственности ей принадлежало жилое помещение по адресу: г.Железногорск, "данные изъяты", общей площадью 32 кв.м., поэтому Соловьева А.Б. не имела оснований состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ. В жилое помещение по адресу: с. Атаманово, ул.Труда, 15, Соловьева А.Б. была вселена в несовершеннолетнем возрасте своей матерью Журавлевой Е.Н. в качестве члена семьи собственника жилого помещения, после чего продолжала проживать вместе со своими несовершеннолетними детьми. Комиссия пришла к выводу о том, что на каждого из шести членов семьи Соловьевой А.Б. приходится по 23 кв.м., исходя из площади жилых помещений по адресам: г.Красноярск, "данные изъяты" (38,1 кв.м.), с.Атаманово, "данные изъяты" (67,90 кв.м.), г.Железногорск, ул. "данные изъяты" (32 кв.м.), а всего 138 кв.м. (л.д.199-200).
В этой связи, Постановлением администрации Атамановского сельсовета от 09.04.2014 г. N 41/1-п семья Соловьевой А.Б. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, на основании указанного Протокола комиссии (л.д.198).
Постановлением администрации Сухобузимского района от 11.06.2014 г. N 459-п семья Соловьева И.Н. снята с учета и исключена из сводного списка молодых семей-участников на получение социальной выплаты в 2013 г. по долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае на 2012-2015 годы" по Сухобузимскому району, в связи с утратой молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях, в соответствии с пп."ж" п.16 подраздела 2.3.2 раздела 2 Постановления Правительства Красноярского края от 13.10.2011 г. N 596-п (л.д.232)
Кроме того, как следует из выписки из финансово-лицевого счета N105 из домовой книги на 27.05.2014 г., в жилом доме, общей площадью 67,90 кв.м., в том числе жилой - 38 кв.м., по адресу: Красноярский край, Сухобузимский район, с.Атаманово, "данные изъяты", зарегистрированы: Соловьева А.Б., ее дети Соловьева Ангелина, Соловьев Артур, ее мать - Журавлева Е.В. и брат Насыко И.А. (л.д.202). Аналогичный состав зарегистрированных лиц в указанном жилом доме значится в выписке из домовой книги финансово-лицевого счета N182 на 23.10.2013 г. (л.д.89), в справке администрации Атамановского сельсовета от 13.10.2011 г. N 3171 (л.д.109).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что для признании семьи Соловьевой А.Б. в составе 4 человек нуждающейся в жилом помещении, в соответствии с требованиями ч.2 ст.51 ЖК РФ, следует учитывать суммарную общую площадь жилых помещений, расположенных по адресам: г.Железногорск, "данные изъяты" (32 кв.м.), г. Красноярск, "данные изъяты"12,7 кв.м.), с. Атаманово, "данные изъяты" (67,90 кв.м.). В следствие чего, с учетом количества проживающих в последнем жилом помещении, суд пришел к выводу о том, что на каждого члена семьи Соловьевых приходилось по 18,76 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения в 14 кв.м., установленную на территории Атамановского сельсовета.
Так, Соловьев И.Н. отказался от участия в приватизации квартиры по адресу: г.Красноярск, "данные изъяты", чем намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Кроме того, в суде первой инстанции установлено, что семья Соловьевой А.Б. с 2010 г. фактически пользуется всем жилым домом по адресу: с.Атаманово, "данные изъяты", поскольку Журавлева Е.В. в нем не проживает.
В указанной связи, судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, поскольку он соответствует материалам дела, положениям вышеуказанных правовых норм и подтверждается вступившими в законную силу перечисленными решениями судов, которые имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Таким образом, поскольку право на получение социальной выплаты предоставляется молодым семьям-участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы, а молодая семья Соловьевых не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам Программы подпунктами 6 и 7 п.2.3.1 долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012-2015 годы, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Соловьева И.П. является правильным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не принимает во внимание направленные на оспаривание выводов суда доводы апелляционной жалобы, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права, а правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств отсутствуют.
Влекущих вынесение незаконного решения процессуальных нарушений судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сухобузимского районного суда Красноярского края от 28 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Соловьева И.Н. Ильина А.С. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.