Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Коваленко О.В., Кошак А.А.,
при секретаре Левыкиной Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутская, 49, гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Магадана "Детский сад комбинированного вида N 61", Управлению образования мэрии города Магадана о возложении обязанности оборудовать здания и помещения образовательного учреждения системой технического контроля - видеонаблюдением, в срок не позднее 01 сентября 2014 года,
по апелляционной жалобе Управления образования мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда от 28 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Ечина А.А., объяснения помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Магадана "Детский сад комбинированного вида N 61" (далее - МБДОУ N61, образовательное учреждение) о возложении обязанности оборудовать здания и помещения учреждения системой технического контроля - видеонаблюдением, в срок не позднее 01 сентября 2014 года.
В обоснование заявления указал, что прокуратурой при проведении проверки в МБДОУ N61 выявлено, что здания и помещения, занимаемые образовательным учреждением, не соответствуют требованиям законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности.
В нарушение требований подпункта 1 пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" и пункта 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 N635/10, в МБДОУ N61 отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение, а также система контроля доступа в помещения учреждения.
Прокурор полагал, что незащищенность образовательного учреждения, а также свободный доступ посторонних лиц способствуют созданию негативных последствий, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь как обучающихся несовершеннолетних детей и педагогов, так и граждан, посещающих данное учреждение.
По мнению прокурора, нарушение требований законодательства в указанной сфере ущемляет права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
Просил суд обязать МБДОУ N 61 оборудовать здания и помещения учреждения системой технического контроля - видеонаблюдением, в срок не позднее 01 сентября 2014 года.
Определением Магаданского городского суда от 27 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования мэрии города Магадана.
Решением Магаданского городского суда от 28 марта 2014 года иск удовлетворен, на образовательное учреждение возложена обязанность оборудовать здания и помещения системой технического контроля - видеонаблюдением, в срок не позднее 01 сентября 2014 года.
Одновременно, с ответчика в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" взыскана государственная пошлина.
В удовлетворении требований к Управлению образования мэрии города Магадана отказано.
Не согласившись с решением, Управление образования мэрии города Магадана подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене ввиду неправильного применения норм материального права и принятии нового - об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что, удовлетворяя иск, суд первой инстанции не учел положения Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", согласно пункту 1 статьи 42 которого, требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не могут быть применены вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
В этой связи, полагает, что требования указанного закона к зданию дошкольного образовательного учреждения, введенному в эксплуатацию до его вступления в силу, применены быть не могут.
Обращает внимание, что суд не принял во внимание противоречие положений "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" части 1 статьи 42 упомянутого Федерального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям в силу ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Возражений относительно апелляционной жалобы от лиц, участвующих в деле, не поступило.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда оснований для отмены решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой города Магадана проверки соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в том числе исполнения программы "Обеспечение безопасности образовательных учреждений города Магадана", утвержденной постановлением мэрии города Магадана от 05.03.2012 N803 установлено, что в здании МБДОУ N 61, расположенном по адресу: "адрес", отсутствуют система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение, что свидетельствует о недостаточном уровне его безопасности и защищенности и нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала дошкольного образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих данное учреждение.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 35-Ф3 от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу положений пункта 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Оборудование здания МБДОУ N61 системой видеонаблюдения, то есть создание и поддержание необходимого уровня защищенности данного объекта, входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие терроризму.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно руководствовался приведенными выше нормами, Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка и исходил из того, что осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, по материально-техническому оснащению образовательного учреждения для обеспечения безопасных условий обучения, охране жизни и здоровья обучающихся, работников образовательного учреждения, а также лиц, посещающих данное учреждение, возложена на образовательное учреждение.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки и сделан в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
В силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Во исполнение указанных нормативных предписаний, постановлением мэрии города Магадана N 803 от 06 марта 2012 года утверждена муниципальная программа "Обеспечение безопасности образовательных учреждений города Магадана", предусматривающая установку систем видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях в течение 2012-2013 г.г.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Уставом МБДОУ N61 последнее, являясь муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, и, как следствие, несет соответствующие обязанности.
К компетенции МБДОУ N61 пунктом 3.9 Устава отнесено материально-техническое обеспечение и оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Таким образом, обязанность по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности, которой в данном случае является установка системы технического контроля - видеонаблюдения, правомерно возложена судом на образовательное учреждение.
Выполнение этой обязанности направлено, прежде всего, на обеспечение безопасности учащихся и работников дошкольного учреждения во время образовательного процесса, их защиту от посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер по противодействию террористической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданию учреждения, введенному в эксплуатацию до их вступления в силу, и противоречии положений СНиП 31-06-2009 части 1 статьи 42 указанного закона, не влекут изменения или отмены судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако положения части 2 статьи 42 Федерального закона в целях унификации действующего законодательства устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы, касающиеся применения судом СНиП 31-06-2009, распространяющих свое действие на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий, поскольку в данном случае основания заявленных прокурором требований связаны не с переустройством, реконструкцией, капитальным ремонтом или перепланировкой самого здания МБДОУ N 61, а с обязанностью образовательного учреждения в силу требований закона принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию примененных судом норм, аналогичны приводимым в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, которым им дана правильная правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магаданского городского суда Магаданской области от 28 марта 2014 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи А.А. Кошак
О.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.