Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 04 сентября 2014 г. по делу N 33А-1190
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Балабанова Н.Н.,
судей:
Коронца А.А.,
Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием представителя заявителя ФИО12 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 09 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N полковника Коновалова Валентина Николаевича об оспаривании решения начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом заявителю в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., объяснения представителя заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Коновалову, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в период прохождения службы в войсковой части N (г. Кострома) в 2002 году на состав семьи 4 человека (он, супруга Коновалова М.А. и двое сыновей: Евгений и Богдан) по ордеру N 638, выданному администрацией г. Костромы, предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" общей площадью 68,3 кв.м., по адресу которой заявитель в период с 05 июля 2002 года по 13 октября 2010 года был зарегистрирован.
01 февраля 2010 года брак между заявителем и его супругой ФИО13 расторгнут, а 24 февраля того же года им заключен новый брак с ФИО14 (Зайцевой).
После расторжения брака заявитель в феврале 2010 года рапортом по команде просил командование ходатайствовать перед командующим Воздушно-десантными войсками о закреплении квартиры, расположенной в г. Костроме, за его бывшей супругой и их детьми и о повторном принятии его на жилищный учет без справки о сдаче им этого жилого помещения. Данный рапорт заявителя удовлетворен.
Решением начальника отделения от 30 октября 2013 года Коновалов новым составом семьи 4 человека (он, супруга Коновалова Н.А., сын Андрей, 2006 г.р. на основании свидетельства об установлении отцовства от 07 мая 2010 года и сын Николай, 2012 г.р.) с 01 октября 2013 года признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В феврале 2014 года заявителю на состав семьи 4 человека в городе Иваново распределены две двухкомнатные квартиры, общей площадью 121,6 кв.м.
Однако решением начальника отделения от 28 февраля 2014 года в предоставлении выделенных жилых помещений Коновалову отказано, ввиду непредоставления им справки о сдачи жилого помещения, расположенного в г. Костроме.
Полагая свои права нарушенными, Коновалов обратился в суд с заявлением, в котором, оспаривая упомянутое решение, просил суд возложить на должностное лицо обязанность предоставить ему жилье без справки о сдаче им жилого помещения в г. Костроме.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
Ссылаясь на пункт 41 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, отмечает, что им были приняты все меры, направленные на сдачу ранее предоставленной ему квартиры в г. Костроме, и получено согласие командующего Воздушно-десантными войсками на оставление этого жилого помещения бывшей супруге с их детьми.
Автор жалобы обращает внимание на то, что при принятии его в 2013 году на жилищный учёт у него также не имелось справки о сдаче жилья, что не воспрепятствовало признанию его нуждающимся в жилом помещении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 этого же Федерального закона в редакции, действовавшей до 13 ноября 2013 года, предусматривалось, что военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающие с ними члены их семей, на первые пять лет военной службы обеспечивались служебными жилыми помещениями или общежитиями, а при продолжении военной службы свыше указанных сроков жилыми помещениями на общих основаниях.
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы Коновалов заключил до 1 января 1998 года.
Таким образом, заявитель относится к категории военнослужащих, которые на первые пять лет военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями или общежитиями, а при продолжении военной службы свыше указанных сроков жилыми помещениями на общих основаниях.
Пунктами 1 и 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения военнослужащим и членам их семей установлена в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, которая с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома может быть увеличена на 9 кв.м.
В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
При таких данных Коновалов на семью из 4 человек с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения вправе претендовать на получение жилого помещения общей площадью не более 106 кв.м.
Как следует из материалов дела, заявителю в феврале 2014 года на семью из 4 человек в городе Иваново распределены две двухкомнатные квартиры, общей площадью 121,6 кв.м.
Поскольку максимальная общая площадь жилого помещения, на которое Коновалов вправе претендовать составляет не более 106 кв.м., вывод суда первой инстанции о правомерности оспоренного заявителем решения должностного лица от 28 февраля 2014 года об отказе ему в предоставлении жилых помещений общей площадью 121,6 кв.м., по существу является верным, в связи с тем, что это жилье заявителю распределено с превышением установленных законодательством норм предоставления.
Пунктом 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, определено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка. При этом согласно приложению N 10 к Инструкции справка выдается не только в случае фактического освобождения жилого помещения, но и в других случаях (приватизации, оставления родственникам).
Пунктом 18 Инструкции установлено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Таким образом, по общему правилу, установленному вышеназванным законом, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, а ранее и приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, при получении жилья обязаны сдать ранее выделенное им государством на безвозмездной основе жилое помещение, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается справка.
Как усматривается из материалов дела, заявитель в период прохождения службы в г. Костроме в 2002 году на состав семьи 4 человека (он, супруга ФИО15. и их двое сыновей: Евгений и Богдан) по ордеру N 638, выданному администрацией г. Костромы, получил трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 68,3 кв.м.
После расторжения брака в феврале 2010 года, заявитель в порядке п. 41 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ" рапортом по команде обратился к командующему Воздушно-десантными войсками о закреплении квартиры, расположенной в г. Костроме, за его бывшей супругой и их детьми и о повторном принятии его на жилищный учет без справки о сдаче им этого жилого помещения. Данный рапорт заявителя был удовлетворен, что следует из сообщения заместителя вышеуказанного командующего от 25 февраля 2010 года.
Из материалов гражданского дела также усматривается, что в феврале 2014 года заявителю на состав семьи 4 человека распределены две двухкомнатные квартиры в городе Иваново, общей площадью 121,6 кв.м., в предоставлении которых ему отказано решением начальника отделения от 28 февраля 2014 года, ввиду непредоставления им справки о сдачи жилого помещения, расположенного в г. Костроме.
Указанное обстоятельство, а именно неполучение справки о сдаче жилого помещения и ее непредставление в отделение, заявитель не отрицал в суде первой инстанции.
Поскольку справка о сдаче жилого помещения, расположенного в г. Костроме, заявителем в отделение представлена не была, хотя, как указано выше, она является документом, в обязательном порядке подлежащим предоставлению военнослужащим при повторном обеспечении его жилым помещением, то и в такой ситуации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности решения начальника отделения от 28 февраля 2014 года об отказе Коновалову в предоставлении двух двухкомнатных квартир, расположенных в городе Иваново, ввиду непредоставления им справки о сдаче жилого помещения.
В этой связи ссылки автора жалобы на полученное им согласие командующего Воздушно-десантными войсками на оставление жилого помещения, расположенного в г. Костроме, бывшей супруге с их детьми, а также на обстоятельства, связанные с принятием его 2013 году на жилищный учёт без справки о сдаче жилья, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения должностного лица и судебного постановления, поскольку названным командующим принято решение только о повторном принятии заявителя на жилищный учет без справки о сдаче жилого помещения. Решения же об обеспечении Коновалова жилым помещением без предоставления им указанной справки должностным лицом не принималось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ивановского гарнизонного военного суда от 09 июня 2014 года по заявлению Коновалова Валентина Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Секретарь судебного заседания В.А. Болотникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.