Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 11 сентября 2014 г. по делу N 33А-1226
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Тверского гарнизонного военного суда от 26 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N майора медицинской службы Тимофеева Андрея Владимировича об оспаривании решения начальника территориального отделения в Тверской области - г. Тверь Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом заявителю в принятии на жилищный учёт.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Тимофеев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в связи с достижением 30 ноября 2011 года предельного возраста пребывания на военной службе в рапорте от 26 апреля того же года просил командование воинской части об увольнении его с военной службы по имеющемуся у него основанию. При этом в данном рапорте заявитель, обеспеченный по последнему месту службы комнатой в общежитии, расположенном по адресу: "адрес", указал на то, что в целях принятия его на жилищный учет по избранному после увольнения месту жительства он обратиться в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
26 апреля 2011 года с Тимофеевым на предмет предстоящего увольнения с военной службы командованием воинской части проведена беседа, в ходе которой заявителем высказана просьба после увольнения не исключать его из списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
Приказом командира войсковой части N от 23 ноября 2011 года N 021 заявитель с 30 ноября того же года уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части N от 30 ноября 2011 года N 232 с той же жаты исключен из списков личного состава воинской части.
Считая приказ об увольнении с военной службы без обеспечения жильем незаконным, Тимофеев обратился в 95 гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил его отменить.
Вступившим в законную силу решением 95 гарнизонного военного суда от 19 апреля 2012 года Тимофееву отказано в удовлетворении его заявления. При этом судом установлено, что в период прохождения военной службы заявитель нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в избранном после увольнения постоянном месте жительства, не признавался, поскольку с соответствующим рапортом не обращался.
В заявлении от 28 ноября 2013 года, поданном в отделение, Тимофеев просил о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением начальника отделения от 18 декабря 2013 года заявителю отказано в удовлетворении его просьбы, содержащейся в его заявлении от 28 ноября того же года, в связи с отсутствием у него права на обеспечение жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации ввиду утраты им статуса военнослужащего.
Считая свои права нарушенными, Тимофеев обратился в военный суд с заявлением, в котором оспорил решение должностного лица от 18 декабря 2013 года и просил его отменить с возложением обязанности принять заявителя составом семьи 2 человека на жилищный учет.
Кроме того, заявитель выдвигал требование о взыскании в его пользу судебных расходов, понесенных им в счет оплаты заявления государственной пошлиной в размере N рублей.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, не соглашаясь с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование жалобы, со ссылкой на обстоятельства гражданского дела, а также на положения ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, и на п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запаса или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, автор жалобы утверждает о том, что он должен быть принят на жилищный учет в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, поскольку на момент увольнения каких-либо жилых помещений не имел, за исключением комнаты в общежитии, расположенном на территории закрытого административного территориального образования "Озерный".
При этом обращает внимание на то, что с соответствующим рапортом о принятии на жилищный учет он впервые обращался в 2006 году.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 указанного Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 14 статьи 15 этого же Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно части 1 и 3 статьи 52 ЖК РФ, регламентирующей порядок принятия граждан на жилищный учет, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом, осуществляющим принятие на учет, на основании поданных ими заявлений.
Согласно п.п. 1 - 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" предусмотрено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и его территориальные отделения, на которые возложены функции по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятию решения о предоставлении жилых помещений.
В соответствии с п. 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.
Пунктом 9 Правил определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приведенная норма Правил в указанной части не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", положения которой во взаимосвязи с Правилами указывают на то, что у военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и имеющих общую продолжительность военной службы более 10 лет, право находиться на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства возникает за 3 года до их увольнения по достижении предельного возраста.
Как усматривается из материалов дела, Тимофеев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и достигший к моменту увольнения общей продолжительности военной службы более 10 лет, в рапорте от 26 апреля 2011 года просил об увольнении его с военной службы в связи с достижением предельного возраста. При этом в данном рапорте заявитель, обеспеченный по месту службы в ЗАТО "Озерный" комнатой в общежитии, указал на то, что в целях принятия его на жилищный учет по избранному после увольнения месту жительства он обратиться в Департамент жилищного обеспечения военнослужащих.
При таких данных Тимофеев согласно ст. 15 и п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" приобрел право на выбор постоянного места жительства в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней не ранее чем за 3 года до увольнения по указанному основанию, то есть не ранее 30 ноября 2008 года.
В этой связи довод автора жалобы о своевременном его обращении с рапортом в 2006 году по вопросу принятия на жилищный учет по избранному после увольнения месту жительства, следует признать несостоятельным.
Приказом командира войсковой части N от 23 ноября 2011 года N 021 заявитель с 30 ноября того же года уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части N от 30 ноября 2011 года N 232 с той же жаты исключен из списков личного состава воинской части.
Из материалов дела также следует, что с заявлением о принятии на жилищный учет в избранном после увольнения постоянном месте жительства Тимофеев обратился в отделение только 28 ноября 2013 года, то есть спустя 2 года после увольнения с военной службы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушения прав заявителя оспоренным им решением начальника отделения от 18 декабря 2013 года и правомерно отказал в удовлетворении его заявления.
Вопреки доводу жалобы нормативные правовые акты, приведенные в ней, не подтверждают право Тимофеева на обеспечение его жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации, поскольку, как указано выше данная обязанность у органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба возникает в отношении лиц, своевременно обратившихся с рапортами (заявлениями) о принятии на жилищный учет, чего, как приведено выше, заявителем сделано не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского гарнизонного военного суда от 26 июня 2014 года по заявлению Тимофеева Андрея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского
окружного военного суда Н.Н. Зинюшин
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.