Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 сентября 2014 г. по делу N 33А-1267
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей: Лаврентьева В.В. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Гавриловой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Брянского гарнизонного военного суда от 10 июня 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N старшего сержанта Жук Александра Сергеевича об оспаривании решения начальника территориального отделения в Брянской области - г. Брянск Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом в предоставлении заявителю государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Как видно из решения суда и материалов дела, Жук, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, в период с марта 2003 года по декабрь 2010 года службу проходил в войсковой части N (г. Брянск). Приказом командира воинской части от 30 ноября 2010 года N 270 заявитель, достигший общей продолжительности военной службы более 10 лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части со 2 декабря того же года. При этом в период службы в названной воинской части Жук составом семьи 4 человека (он, супруга, сын и дочь), как нуждающийся в улучшении жилищных условий, решением командира и жилищной комиссии воинской части от 10 ноября 2009 года (протокол N 14) с 1 декабря 2009 года признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, и включен в состав граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году.
После увольнения с военной службы Жук вновь поступил на нее и приказом командира войсковой части N от 30 декабря 2010 года N 302 зачислен в списки личного состава указанной части с той же даты. При этом с ним заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года, то есть до 29 декабря 2013 года, а с 30 декабря 2013 года новый контракт на тот же срок, то есть до декабря 2016 года.
12 февраля 2014 года Жук обратился с заявлением в отделение, в котором просил о выдаче государственного жилищного сертификата на семью из 4 человек.
Решением начальника отделения от 13 февраля 2014 года заявителю отказано в удовлетворении названного заявления. При этом в качестве оснований указаны обстоятельства, связанные с тем, что Жук, будучи зарегистрированным с 1995 года в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 62,70 кв.м. и полученной в 1989 году его отцом от Министерства обороны СССР, отказавшись от ее приватизации в декабре 2009 года, ухудшил свои жилищные условия, в результате чего данная квартира с 4 февраля 2010 года на праве 1/3 собственности стала принадлежать его отцу - ФИО11., матери - ФИО12 и племяннице - ФИО13
Кроме того, супруга заявителя - ФИО14., зарегистрированная с их дочерью Анастасией и сыном Сергеем с 2006 года в доме по адресу: "адрес", общей площадью 64,6 кв.м., в апреле 2010 года отказавшись от приватизации этого дома, также ухудшила свои и детей жилищные условия, в результате чего названный дом с 12 апреля 2010 года на праве 1/3 собственности стал принадлежать ее отцу - ФИО15, матери - ФИО16 и племяннику - ФИО17
При указанных обстоятельствах со ссылкой на положения ч. 8 ст. 57 ЖК РФ сделан вывод о том, что, поскольку пятилетний срок совершения умышленных действий, связанных с уменьшением размера занимаемых жилых помещений, не истек, то при таких данных Жук не вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного на семью из 4 человек - 72 кв.м.
Полагая решение должностного лица от 13 февраля 2014 года незаконным, Жук обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил возложить на начальника отделения обязанность выдать ему государственный жилищный сертификат.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование апелляционной жалобы, ее автор, приводя вышеуказанные обстоятельства и положения ст.ст. 51 и 53 ЖК РФ, утверждает о своем праве на получение государственного жилищного сертификата, поскольку никаких намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий в целях приобретения права состоять на жилищном учете после отказа в приватизации жилых помещений, он и члены его семьи не совершали.
Считает, что с учетом его регистрации и членов семьи в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности их родителям, а также с учетом лиц, зарегистрированных в них (5 и 7 человек, соответственно) считается обеспеченным жильем менее учетной нормы, установленной на территории г. Брянска, в размере 14 кв.м.
Полагает, что подлежит обеспечению государственным жилищным сертификатом, так как на дату увольнения с военной службы в 2010 году отвечал требованиям, предусмотренным п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и п.п. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Также автор жалобы обращает внимание на то, что до настоящего времени решение о принятии его на жилищный учет не отменено, а его право на получение государственного жилищного сертификата подтверждено вступившим в законную силу решением Брянского гарнизонного военного суда от 17 марта 2011 года, возложившим на начальника Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Брянская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации обязанность согласовать и исполнить список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2010 году в отношении заявителя.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Из материалов гражданского дела следует, что Жук на военную службу по контракту впервые поступил в марте 2003 года.
При таких данных он относится к категории военнослужащих на весь срок военной службы обеспечивающихся служебными жилыми помещениями.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Пунктом 5 Правил также установлено, что правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обеспечение военнослужащих жилыми помещениями за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья является добровольным и альтернативным способом обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, подлежащих увольнению с военной службы по одному из вышеприведенных оснований.
Как следует из материалов дела, Жук в период с марта 2003 года по декабрь 2010 года службу проходил в войсковой части N и приказом командира этой же воинской части от 30 ноября 2010 года N 270 с общей продолжительностью военной службы более 10 лет был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части со 2 декабря того же года. После увольнения с военной службы Жук вновь поступил на нее и с 30 декабря 2010 года стал ее проходить в войсковой части N (г. Брянск). При этом с ним заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года, то есть до 29 декабря 2013 года, а с 30 декабря 2013 года новый контракт на тот же срок, то есть до декабря 2016 года. По сообщению командования части Жук в настоящее время проходит военную службу на основании заключенного им контракта и к увольнению с таковой не планируется. Данное обстоятельство не отрицалось и самим заявителем в суде первой инстанции.
Установив вышеуказанные юридически значимые обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, так как в настоящее время Жук с военной службы не увольняется и проходит ее на основании заключенного им до декабря 2016 года контракта, то при таких данных права на обеспечение государственным жилищным сертификатом он не приобрел.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе заявителю в признании незаконным решения начальника отделения от 13 февраля 2014 года является правильным.
Вопреки доводу жалобы обстоятельства, связанные с нуждаемостью заявителя в г. Брянске в улучшении жилищных условий, не свидетельствуют о его праве на получение государственного жилищного сертификата в условиях прохождения им военной службы.
Ссылка в жалобе на то, что на момент увольнения с военной службы в 2010 году заявитель отвечал требованиям законодательства, предусматривающего обеспечение военнослужащих государственными жилищными сертификатами, также не ставит под сомнение правильность обжалуемого им судебного постановления, поскольку после поступления в декабре 2010 года на военную службу Жук перестал относится к категории военнослужащих, которым в связи с увольнением с военной службы подлежит выдаче указанный сертификат.
Решение Брянского гарнизонного военного суда от 17 марта 2011 года, на которое обращено внимание автором жалобы, не является преюдициальным по настоящему делу, поскольку в условиях поступления заявителя на военную службу вновь, это судебное постановление в настоящее время не подтверждает его права на получение государственного жилищного сертификата до момента увольнения с военной службы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Брянского гарнизонного военного суда от 10 июня 2014 года по заявлению Жук Александра Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского окружного
военного суда Н.Н. Зинюшин
Секретарь судебного заседания О.В. Гаврилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.