Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу законного представителя НОУ ВПО "Юридический институт" Ревновой М.Б. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 31 июля 2014 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 31 июля 2014 года по делу об административном правонарушении юридическое лицо - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Юридический институт" (далее -
НОУ ВПО "Юридический институт", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за что подвергнуто административному наказанию в виде ***.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель НОУ ВПО "Юридический институт" его ректор Ревнова М.Б., ссылаясь на нарушения норм процессуального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит постановление судьи по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела.
Проверив материалы административного дела, выслушав защитника НОУ ВПО "Юридический институт" Чорного И.Н., поддержавшего жалобу, оценив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи и удовлетворения жалобы не нахожу.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, 10 июня 2014 года в 16 часов 30 минут по адресу: г. Мурманск, ул. ... , д. ... , в ходе плановой выездной проверки Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Юридический институт" в части Мурманского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Юридический институт" (Санкт-Петербург)", проведенной согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 мая 2014 г. N *, установлен факт нарушений подпунктов "в", "г", "д", "з", "и", "к" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение с лицензировании образовательной деятельности), в том числе:
1. При проверке наличия у филиала условий для охраны здоровья обучающихся установлено невыполнение частей 3 и 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе:
- в филиале отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности;
- филиалом не предоставлено безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности;
- филиал при реализации образовательных программ не создал условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе не обеспечивает:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологические правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в филиале в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" основные образовательные программы высшего образования по специальности *** Юриспруденция и направлению подготовки *** Юриспруденция разработаны с нарушением требований соответствующих государственных образовательных стандартов, в том числе:
- по реализуемому направлению *** Юриспруденция отсутствуют рабочие программы следующих учебных дисциплин, предусмотренных для изучения соответствующими учебными планами очной, заочной форм обучения и заочной ускоренной (второе высшее) формы обучения, утвержденными ректором Ревновой М.Б. 30 августа 2012 г.: "Русский язык и культура речи юриста", "Информационное право", "Бухгалтерский учет", "Гражданское процессуальное право", "Предпринимательское право", "Международное право", "Страховое право", "Уголовно-исполнительное право", "Бюджетное право", "Гуманитарное право", "Валютный контроль", "Некоммерческие организации", "Правовые основы защиты культурных ценностей", "Жилищное право", "Корпоративное право", "История прокуратуры России", "Особенности рассмотрения отдельных категорий дел", "Теория доказательств", "Судебные системы современных государств", "Международное торговое право"; а также отсутствуют программы учебной и производственной практик;
- по реализуемой специальности *** Юриспруденция отсутствуют учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана заочной формы обучения по образовательной программе высшего профессионального образования по специальности: *** Юриспруденция, утвержденного ректором М.Б. Ревновой 20.03.2010 г.: "Иностранный язык", "Физическая культура", "Отечественная история", "Культурология", "Политология", "Логика", "Русский язык и культура речи", "Социология", "Философия", "Экономика", "Латинский язык", "Эстетика", "Философия права", "Концепции современного естествознания", "Основы бухгалтерского учета", "Основы защиты экологии и охраны окружающей среды", "Работа юриста с правовыми базами данных", "Информационная безопасность", "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "История отечественного государства и права", "История государства и права зарубежных стран", "Конституционное (государственное) право России", "Конституционное (государственное) право зарубежных стран", "Гражданское право", "Гражданское процессуальное право", "Административное право", "Трудовое право", "Уголовный процесс", "Криминалистика", "Международное право", "Экологическое право", "Земельное право", "Римское право", "Международное частное право", "Муниципальное право России", "Семейное право", "Криминология", "Правоохранительные органы", "Юридическая психология", "Уголовно-исполнительное право", "Прокурорский надзор", "Российское предпринимательское право", "Коммерческое право", "Введение в специальность", "Культура речи юриста", "Психология и педагогика профессиональной деятельности", "Судебная бухгалтерия", "Действия населения в чрезвычайных ситуациях", "Налоговое право", "Судебная медицина", "Судебная психиатрия", "Авторское право", "Торговое право", "Парламентаризм в России", "Административная ответственность", "Право человека в конституционном и международном праве", "Правовые основы туристской деятельности", "Электронная коммерция", незаконный оборот наркотиков", "Международное морское право", "Деятельность уполномоченного по правам человека и ребенка", "Арбитражно-процессуальное право", "Административно-процессуальное право", "Международное гуманитарное право", "Право социального обеспечения", "Нотариат", "Основы ювенального права", "Основы ювенальной юстиции", "Страховое право", "Жилищное право", "Эволюция уголовного права зарубежных стран", "Борьба с коррупцией", "Договорное право", "Таможенное право", "Правовые основы деятельности Интерпола", государственно-правовая специализация - спецкурс N *** "Государственное наградное право", спецкурс N *** "Актуальные проблемы местного самоуправления в РФ", спецкурс N *** "Государственная власть: актуальны проблемы организации и деятельности", спецкурс N *** "Актуальные проблемы укрепления президентской власти в Российской Федерации", спецкурс N *** "Право человека и государственные гарантии их реализации", спецкурс N *** "Парламент Российской Федерации: актуальные проблемы формирования деятельности", спецкурс N *** "Актуальные проблемы деятельности Правительства РФ", спецкурс N *** "Правовое регулирование государственной службы РФ", спецкурс N *** "Правовые основы межмуниципального сотрудничества", спецкурс N *** "Социально-правовые аспекты юридической ответственности в государственном управлении", гражданско-правовая специализация - спецкурс N *** "Исполнительное производство", спецкурс N *** "Инвестиционная строительная деятельность", спецкурс N *** "Патентное право", спецкурс N *** "Практические вопросы гражданского права и гражданского процесса", спецкурс N *** "Юридическая техника", спецкурс N *** "Практические вопросы коммерческого права и арбитражного процесса", спецкурс N *** "Правовые основы защиты культурных ценностей", спецкурс N *** "Правовое регулирование сделок с недвижимостью", спецкурс N *** "Процессуальные особенности отдельных категорий гражданских дел", спецкурс N *** "Теоретические проблемы права собственности", уголовно- правовая специализация - спецкурс N *** "Применение технических средств при расследовании преступлений", спецкурс N *** "Профессиональная преступность", спецкурс N *** "Теория доказательств", спецкурс N *** "Преступления против военной службы", спецкурс N *** "Актуальные проблемы расследования преступлений и поддержания государственного обвинения в суде", спецкурс N *** "Особенности квалификации корыстно-насильственных преступлений", спецкурс N *** "Современное состояние уголовно-процессуального законодательства и направления его реформирования", спецкурс N *** "Экономическая преступность", спецкурс N *** "Организационная преступность", спецкурс N *** "Основы оперативно-розыскной деятельности", международно-правовая специализация - спецкурс N *** "Международная защита прав человека", спецкурс N *** "Международное налоговое право", спецкурс N *** "Международный протокол и деловой этикет", спецкурс N *** "Правовое регулирование внешнеторговых сделок", спецкурс N *** "Правовое регулирование международных перевозок", спецкурс N *** "Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности", спецкурс N *** "Международный коммерческий арбитраж", спецкурс N *** "Международное воздушное право", спецкурс N *** "Международное контрактное право", спецкурс N *** "Правовые основы коммерческого использования морских судов", "Психология управления", "Религиоведение", "Деловые коммуникации", "Основы маркетинга", "Банковское право и валютное регулирование", "Конфликтология", "Экономическая безопасность"; а также программы всех видов практик.
По специальности *** Юриспруденция и направлению подготовки *** Юриспруденция в филиале на момент проверки имелось обучающихся в общем количестве *** человек.
При проверке наличия в филиале педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, установлено следующее:
- в филиале отсутствуют документы, подтверждающие привлечение на 2013/2014 учебный год по программам *** Юриспруденция и *** Юриспруденция педагогических работников, заключивших с институтом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям соответствующих государственных образовательных стандартов.
При проверке наличия у филиала безопасных условии обучения обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников лицензиата, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, в соответствии, с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", установлено следующее:
- в нарушение пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" филиалом не созданы безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации в части соблюдения требований пожарной безопасности (на момент работы комиссии отсутствует заключение о соблюдении требований пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности по адресу: ул. ... , д. ... , г. Мурманск, Мурманская область, 183010).
При проверке наличия у филиала специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено отсутствие таких специальных условий.
При проверке наличия у филиала научных работников, необходимых для реализации образовательных программ высшего профессионального образования установлено, что по реализуемыми в филиале образовательным программам высшего образования не предусматриваются должности научных работников, установленные статьей 50 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в том числе, в штатном расписании филиала на 02.09.2013, утвержденном приказом института от 28.08.2013 N *, не предусмотрены должности научных работников).
Вина Учреждения в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) нашла своё подтверждение в представленных материалах дела, в том числе: копии приказа Рособрнадзора от 20.05.2014 N *; копии удостоверения Б.О.А., выданного 01.04.2014 серия * N *; копии должностного регламента Б.О.А.; копии Положения об Управлении надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность; копии свидетельства о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации; копии Устава вуза; копии Положения о филиале; копии лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности от 24.05.2011, N *, серия * N * с приложениями 2.2,2.3; копии акта проверки Рособрнадзора от 10.06.2014 N *; справки по контингенту обучающихся филиала по состоянию на 06.06.2014; сведениях о педагогических работниках по категориям Мурманский филиал НОУ ВПО Юридический институт (Санкт-Петербург), привлекаемых к образовательному процессу на 2013/14 учебный год специальность *** Юриспруденция; сведениях о педагогических работниках по категориям Мурманский филиал НОУ ВПО Юридический институт (Санкт-Петербург), привлекаемых к образовательному процессу на 2013/14 учебный год, направление *** Юриспруденция; письме начальнику пожарного надзора г. Мурманска УГПН ГУ по делам ГО и ЧС МО и заключении о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности от 21.09.2009 N *; копии договора от 01.04.2010 N * (медицинское обслуживание); копии штатного расписания Мурманского филиала НОУ ВПО "Юридический институт" (Санкт-Петербург) на 02.09.2013 года, утвержденного приказом от 28.08.2013 г. N *; копии учебных планов по специальности *** Юриспруденция заочной формы обучения, по направлению *** Юриспруденция очной формы обучения, *** Юриспруденция заочной формы обучения, *** Юриспруденция заочной ускоренной (второе высшее) формы обучения.
Факт совершения правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N * от 10 июня 2014 года составленном главным специалистом экспертом отдела координации контрольно-надзорной деятельности Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Б.О.А., квалифицировавшей действия НОУ ВПО "Юридический институту" по части 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьёй 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1)текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2)проведение санитарно-гигиенических, профилактических и
оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны
здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу части 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Статьей 50 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.
В соответствии с пунктом 6 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе:
в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
г) наличие разработанных и утвержденных организацией
осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
и) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии) если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечания к данной статье КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношение конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований и условие относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б","д","е" пункта 7 настоящего Положения;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных
требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6
подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
В силу части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к таким последствиям относятся:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Между тем в материалах дела в отношении юридического лица - НОУ ВПО "Юридический институт" отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что невыполнение Учреждением вышеуказанных требований Положения повлекло наступление последствий, указанных в части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В протоколе об административном правонарушении эти последствия также не установлены.
При таком положении убедительным является вывод судьи о том, что выявленные в ходе проверки факты невыполнения Учреждением лицензионных требований, свидетельствуют о наличии в действиях НОУ ВПО "Юридический институт" признаков состава правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопроса, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40)
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, судья районного суда вправе был переквалифицировать действия юридического лица с части 3 на часть 2 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о неподсудности данного дела судье районного суда не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Постановление судьи мотивировано и отвечает требованиям закона, предъявляемым к данному документу. Каких-либо нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела судьей, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необъективности судебного рассмотрения, не усматривается.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению НОУ ВПО "Юридический институт" требований законодательства, не представлено.
Таким образом, НОУ ВПО "Юридический институт" совершено административное правонарушение, предусмотренное 2 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что подтверждается собранными доказательствами, которые оценены в совокупности со всеми материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 данного Кодекса.
Постановление о привлечении юридического лица - НОУ ВПО "Юридический институт" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено правомочным судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При назначении наказания судьей учтены обстоятельства, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ, наказание избрано в пределах минимальной санкции, установленной частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не опровергают установленных судьёй обстоятельств, в связи с чем, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления.
Ссылки в жалобе на допущенные процессуальные нарушения при составлении в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, нельзя признать обоснованными.
Процессуальный документ составлен уполномоченным должностным лицом - главным специалистом - экспертом отдела координации контрольно - надзорной деятельности Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора, который на основании приказа Рособрнадзора от 08 июля 2014 г. N 1063 наделен правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют. Соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью.
Таким образом, руководитель филиала или представительства юридического лица может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале (представительстве) и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
Как следует из пункта 2.1 Положения о Мурманском филиале НОУ ВПО "Юридический институт" филиал осуществляет свою деятельность от имени и в интересах Института.
Согласно пункту 3.1 данного Положения управление филиалом осуществляет Директор, который назначается и замещается Учредителем Института и подотчетен ему, действует на основании и в рамках выданной на его имя доверенности от имени Института. (л.д.45.46)
Согласно протоколу об административном правонарушении, при его составлении присутствовала директор Мурманского филиала НОУ ВПО "Юридический институт" Недайводина Е.Г., которая наделена полномочиями представлять интересы Учреждения во всех федеральных и региональных органах власти и управления, административных, государственных, коммерческих и некоммерческих учреждениях, организациях, предприятиях, компаниях, а также перед любыми гражданами и юридическими лицами независимо от их статуса и формы собственности, на основании доверенности от 06.06.2014 серия *. Данная доверенность совершена от имени НОУ ВПО "Юридический институт" и подписана его ректором Ревновой М.Б. (л.д. 52).
Как видно из пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 59 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Из установленного следует, что протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии лица, наделенного НОУ ВПО "Юридический институт" необходимыми полномочиями на представление интересов Учреждения в федеральном органе исполнительной власти.
При таких обстоятельствах, постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 31 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Юридический институт" оставить без изменения, жалобу законного представителя НОУ ВПО "Юридический институт" Ревновой М.Б. - без удовлетворения.
Судья Мурманского
областного суда А.П. Синица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.