Судья Самарского областного суда Толмосова А.А.,
с участием помощника прокурора Самарского района г. Самары Горлова А.Е., представителя привлекаемого к ответственности лица на основании доверенности - Березовской О.С.,
при секретаре Пирюшовой П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Самарского района г. Самары на постановление Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
административное дело в отношении Анохиной (Остапенко) АВ прекращено в связи с отсутствием в действиях последней состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ
Протоколом об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ года, составленным УУП ОП N У МВД России по г. Самаре, Остапенко А.В. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18.00 часов до 18.15 часов она, находясь по адресу: "адрес", являясь участником пикетирования, согласно п. 6 ст. 2 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ являющегося формой публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, нарушающие установленный порядок пикетирования, выразившийся в нарушении п. 1 ч. 4 ст. 6 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в использовании средств маскировки лица, ст. 7 ФЗ N 54, то есть не подали уведомления о проведении публичных мероприятий в установленный срок в администрацию г.о. Самара, в раздаче гражданам агитационного материала, кроме того, на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить свои действия не реагировали.
Самарским районным судом г. Самары ДД.ММ.ГГГГ вынесено вышеуказанное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении Анохиной (Остапенко) А.В.
В протесте прокурор Самарского района г. Самары просит постановление районного суда отменить с возвращением дела на новое рассмотрение, поскольку судом необоснованно сделан вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях привлекаемого к ответственности лица, при этом, при производстве по делу были допущены грубые процессуальные нарушения.
Анохина А.В. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Проверив материалы дела с учетом доводов представления, выслушав пояснения помощника прокурора Самарского района г. Самары Горлова А.Е. в поддержание доводов протеста, возражения Березовской О.С. - представителя Анохиной А.В., полагаю, что постановление суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 55 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, урегулировано нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в силу положений которого установлен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий.
Как установлено в п. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации (п. 6 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Из содержания и смысла ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ следует, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем, которые обязаны соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями) - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Данные нормы направлены на обеспечение жизни и здоровья лиц, участвующих в публичном мероприятии, лиц, не участвующих в них, но находящихся в непосредственной близости, и одновременно на возможность органами власти и местного самоуправления обеспечить надлежащий общественный порядок и безопасность.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях", органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Как указано в ст. 3.2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 105-ГД "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области", единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяются Департаментом в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статьей 3.3 Закона Самарской области N 105-ГД установлено, что после определения в установленном настоящим Законом порядке специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с Департаментом или главой местной администрации муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и настоящим Законом. Предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях в специально отведенных местах, уведомление о проведении которых не требуется, не должна превышать 150 человек.
При этом, исходя из содержания ст. 3.3 закона Самарской области и ст. 8 Федерального закона, упомянутых выше, следует, что в специально отведенных местах без уведомления, направленного согласно положениям ст. 7 Федерального закона разрешено проводить не все публичные мероприятия, а лишь специально оговоренные в законе: собрания и одиночные пикеты.
Приказом Департамента по общественной безопасности утверждено, что одним из специально отведенных мест является "адрес".
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действия участников публичного мероприятия, выразившиеся в участии в проведении публичного мероприятия, если такое мероприятие было проведено без уведомления в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 18.00 часов до 18.15 часов Анохина (Остапенко) А.В. принимала участие в публичном мероприятии - пикетировании, проводимом группой граждан в количестве пяти человек в "адрес".
Однако судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание, что законом субъекта РФ устанавливается предельная численность только тех лиц, которые участвуют в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется в силу прямого указания Федерального Закона, а собрания и пикетирования, проводимые более чем одним участником требуют обязательного уведомления, что следует из ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Не было принято во внимание судом первой инстанции и то обстоятельство, что подобная незаконная практика проведения публичных мероприятий без подачи уведомления может привести к невозможности обеспечения общественной безопасности в специально отведенных местах, породить возможность возникновения массовых конфликтов, беспорядков и экстремистских проявлений.
Неверно судом первой инстанции были оценены и установленные по делу обстоятельства, в частности, раздача участниками пикета листовок с текстом на иностранном языке вопреки прямому указанию закона была расценена судом как не нарушающая порядок проведения публичного мероприятия, а объяснения С, П, К относительно данного обстоятельства и вовсе не были оценены судом в рамках ст. 26.11 КоАП РФ.
Не была дана надлежащая оценка судом и иным имеющимся в деле доказательствам: рапорту УУП ОП N У МВД России по г. Самаре от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичного мероприятия без соответствующего уведомления; сообщению администрации г.о. Самара об отсутствии уведомления о проведении указанного публичного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ года, а также иным материалам дела, в том числе фото- и видеоматериалам.
Неверно были оценены судом первой инстанции и доводы Анохиной А.В. о ее невиновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава указанного административного правонарушения, поскольку они основаны на неправильном толковании требований норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события, установленных в ходе производства по делу и нашедших подтверждение при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Они полностью опровергаются собранными по делу доказательствами. При этом, заблуждение Анохиной А.В. относительно правомерности проведенного публичного мероприятия, основанное на общих разъяснениях положений закона, представленных уполномоченными органами, не может являться безусловным основанием для освобождения ее от ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание наличие указанных выше грубых процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, учитывая, что обстоятельства дела судом первой инстанции были проверены не в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает возможным постановление Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ отменить как незаконное и необоснованное с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть все вышеизложенное и принять решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.
Сроки привлечения Анохиной А.В. к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ не истекли.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Анохиной (Остапенко) АВ - отменить, направить материалы дела в Самарский районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.
Протест прокурора Самарского района г. Самары - удовлетворить.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.