Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
с участием прокурора
Селезневёой Е.Н.,
Белоногого А.В.
Яковлевой Я.С.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2014 года апелляционные жалобы Тимофеева P.M., Панфилова А.А на решение Кировского районного суда Санкт - Петербурга от 11 августа 2014 года по гражданскому делу N 2-4164/2014 по заявлению Тимофеева P.M. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Морские ворота о регистрации кандидатов в депутаты Кузнецова С.И., Шабунина В.В., Панфилова А.А.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц Панфилова А.А., Кузнецова С.И., представителя заинтересованного лица - избирательной комиссии Муниципального образования Муниципального округа Морские ворота, принимая во внимание заключение прокурора "..", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеев P.M. обратился в суд с самостоятельными заявлениями о признании незаконными и отмене решений Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Морские ворота о регистрации в качестве кандидатов в депутаты по многомандатному избирательному округу N 89 Липаева Е.М., Кузнецова С.И., Шабунина В.В., Панфилова А.А.
Определением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 04 августа 2014 года все заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением суда от 11.08.2014 года производство по делу в части требований о признании незаконной регистрации кандидата в депутаты по многомандатному избирательному округу N 89 Липаева Е.М. прекращено в связи с отказом заявителя от требований.
В обоснование заявления о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Кузнецова С.И., с учетом дополнений оснований заявления Тимофеев P.M. указал, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Морские ворота (далее - МС МО МО Морские ворота) пятого созыва по избирательному округу N 89 (решение избирательной комиссии МО МО Морские ворота от "..").
Кузнецов С.И. также зарегистрирован кандидатом в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по указанному избирательному округу (решение избирательной комиссии МО МО Морские ворота от ".."), выдвинут ВПП "Единая Россия".
Полагает решение избирательной комиссии МО МО Морские ворота незаконным и подлежащим отмене, так как представленное решение о выдвижении кандидата Кузнецова С.И. не соответствует требованиям п.8 ст. 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", в частности, в нем не отражены сведения о наличии согласия гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения.
Аналогичные основания указаны заявителем при оспаривании решения о регистрации кандидатов в депутаты Шабунина В.В., зарегистрированного кандидатом в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по указанному избирательному округу (решение избирательной комиссии МО МО Морские ворота от ".."), выдвинут ВПП "Единая Россия", и Панфилова А.А., зарегистрированного кандидатом в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по указанному избирательному округу (решение избирательной комиссии МО МО Морские ворота от ".."), выдвинут ВПП "Партия Великое Отечество".
Оспаривая решение избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Кузнецова С.И., заявитель также указывает, что из выписки из протокола от " ... " следует, что Кузнецов С.И. был выдвинут кандидатом в депутаты XXV Конференцией Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" (второй этап), однако в заявлении о согласии баллотироваться Кузнецов С.И. указал, что он выдвинут Всероссийской политической партией "Единая Россия", тем самым указав несоответствующие действительности сведения о выдвинувшем его избирательном объединении.
Документов, подтверждающих выдвижение Кузнецова С.И. кандидатом в депутаты от Всероссийской политической партии "Единая Россия" не предоставлено.
Согласно сведениям, содержащимся в Уставе внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота, избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Морские ворота имеет официальное сокращенное наименование - избирательная комиссия МО МО Морские ворота.
Кузнецов С.И., согласно его заявлению, принял на себя обязательство в пятидневный срок со дня его избрания представить в ИКМО МО МО Морские ворота копию приказа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом кандидата в депутаты. Таким образом Кузнецов С.И. нарушил требования Федерального закона, так как не принял на себя обязательства о предоставлении соответствующего документа в избирательную комиссию МО МО Морские ворота.
Кроме того, в заявлении Кузнецов С.И. не указал на какой основе он исполняет обязанности депутата (постоянной или не постоянной), в качестве представительного органа, в котором он исполняет обязанности указал - МС МО МО Морские ворота, однако Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота не содержит такого сокращенного названия, к заявлению Кузнецовым С.И. приложены копии не всех страницы паспорта.
Оспаривая регистрацию Шабунина В.В. в качестве кандидата в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по указанному избирательному округу Тимофеев P.M. также ссылается на то обстоятельство, что в заявлении Шабунина В.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в графе профессиональное образование указано - "..", что не соответствует понятию "профессиональное образование", указанному в Законе "Об образовании".
Представленная Шабуниным В.В. справка о доходах, не соответствует форме, утвержденной Федеральным законом N 67-ФЗ.
Оспаривая регистрацию Панфилова А.А. в качестве кандидата в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по указанному избирательному округу Тимофеев P.M. указывает, что заявление Панфилова А.А. адресовано в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота, данным заявлением Панфилов А.А. принял на себя обязательства в пятидневный срок со дня избрания представить копию приказа об освобождении от обязанностей несовместимых со статусом депутата, однако избирательная комиссия с указанным названием не существует, таким образом заявление не может считаться направленным.
В подписных листах, представленных Панфиловым А.А., неверно указано наименование выборов, отсутствуют сведения о том, что Панфилов А.А. является членом партии, в подписном листе N 1 подпись номер 2 графа "Адрес места жительства" не содержит сведений о номере дома и номере квартиры избирателя.
В соответствии с протоколом проверки подписей избирателей было представлено для проверки 14 подписей, из которых пять были признаны недействительными. Федеральным законом, а также законом Санкт-Петербурга установлено, что минимальное количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе составляет 10 подписей, рабочей группой признано действительными 9 подписей, в связи с чем в регистрации в качестве кандидата Панфилову А.А. должно быть отказано.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2014 года признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Морские ворота N ... от " ... " о регистрации Панфилова А.А в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Морские ворота пятого созыва по избирательному округу N 89; в удовлетворении заявления Тимофеева P.M. о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Морские ворота о регистрации кандидатов в депутаты Кузнецова С.И., Шабунина В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Панфилов А.А. просит решение в части удовлетворения требований о признании незаконным и отмене решения о его регистрации отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе Тимофеев Р.М. просит решение в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения о регистрации Кузнецова Р.М. отменить, принять по делу новое решение.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тимофеев P.M., Кузнецов С.И., Шабунин В.В., Панфилов А.А. зарегистрированы решениями ИКМО МО Морские ворота в качестве кандидатов в депутаты МС МО МО Морские ворота пятого созыва по многомандатному избирательному округу N 89.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для отмены решения избирательной комиссии МО МО Морские ворота о регистрации Шабунина В.В. и Кузнецова С.И. кандидатами в депутаты по основаниям, указанным в исковом заявлении, обосновано полгая, что непредставление копий всех листов паспорта, не является основанием для отказа в регистрации, поскольку представленная копия паспорта содержит полную информацию, необходимую для идентификации лица, обращающегося с заявление о регистрации и позволила провести проверку достоверности представленных Приваловым А.А. сведений необходимых для регистрации и убедиться в отсутствии ограничения пассивного избирательного права.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что из представленных Кузнецовым С.И., Шабуниным В.В., Панфиловым А.А. решениях избирательных объединений о выдвижении их в качестве кандидатов содержаться сведения о наличии согласия граждан на выдвижение кандидатами от избирательного объединения, нарушений условий выдвижения кандидатов, установленных ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не установлено.
Выводы суда первой инстанции том, что не может повлиять на формирование у избирателя ошибочного мнения о кандидате указание Кузнецовым С.И. при заполнении заявления о согласии баллотироваться на то, что он является депутатом МС МО МО Морские ворота, без ссылки на то, что на непостоянной основе, являются по существу верными; указанное обстоятельство, при том, что отражено, что Кузнецов С.И. является действующим депутатом, не является нарушением, препятствующим регистрации кандидата.
Согласно пункту 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Право местного отделения политической партии на уровне административно-территориальной единицы города Санкт-Петербурга на выдвижение кандидатов на выборах в депутаты представительных органов муниципального образования подтверждается положениями пункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", разделе 6 Устава политической партии.
При таких обстоятельствах верны является вывод суда первой инстанции о том, что не является нарушением Кузнецовым С.И. законодательства о выборах указание в заявлении о согласии о том, что он выдвинут кандидатом в депутаты Всероссийской политической партией "Единая Россия", в то время как он был выдвинут XXV Конференцией Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия", так как в силу положений Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" (раздел 6) региональные отделения являются структурными подразделениями партии, которые действуют на основании указанного Устава. Принадлежность Кузнецова С.И. к Всероссийской политической партии "Единая Россия" подтверждена имеющимися в материалах дела документами, сам по себе факт указания кандидатом на выдвижение его от партии, а не от регионального отделения, по мнению суда, не может повлиять на формирование мнения избирателя о кандидате, так как фактически кандидат является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы, которые были предметом исследования суда первой инстанции о том, что в обязательство о предоставлении в пятидневный срок со дня извещения об избрании его депутатом копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата муниципального совета, адресовано в ИКМО МО МО Морские ворота, а не в избирательную комиссию МО МО Морские ворота, а также указание на то, что он является депутатом МС МО МО Морские ворота, тогда как Устав внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морские ворота не содержит такого сокращения, и указанное влечет недействительность представленных документов. По мнению судебной коллегии, указание "МО" вместо двух три раза является по сути опиской, заявление Кузнецова С.И. принято избирательной комиссией МО МО Морские ворота, соответственно указанное обстоятельство и не может быть признано тем нарушением, которое влечет отказ в регистрации кандидата.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о предоставлении сведений о доходах кандидата в форме, не соответствующей приложению N 1, поскольку из материалов дела следует, что Кузнецовым С.И. представлены в виде справки в материалы сведения о размере и об источниках доходов, которые содержат все данные, предусмотренные в приложении к ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения в части отказа в признании незаконным решения ИКМО и его отмене в отношении Кузнецова С.И. судебная коллегия не усматривает, решение в части регистрации Шабунина В.В. не оспаривается.
В части признания незаконным и отмены решения ИКМО о регистрации Панфилова А.А в качестве кандидата в депутаты судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции о наличии нарушений законодательства о выборах в представленных Панфиловым А.А. подписных листах.
В соответствии с п. 2 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ, п.1 ст. 25 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Пунктом 11 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ, п.7 ст. 25 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 7 установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подп. "г" п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона, подпункта "г" пункта 13 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом,
Под адресом места жительства избирателя в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ понимается - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, необходимость указания в представленных заявителем подписных листах адреса места жительства избирателя, в том числе указания в этом адресе наименования субъекта Российской Федерации - прямое требование Федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.
Судом первой инстанции установлено, что представленный Панфиловым А.А. подписной лист N 1 содержит 5 подписей избирателей, подписной лист N 2 содержит 5 подписей избирателей (первая подпись вычеркнута), подписной лист N 3 содержит 5 подписей избирателей, при этом в подписном листе N 1 в сведениях об избирателе под N 5, в подписном листе N 2 в сведениях об избирателях под номерами 2-5 не содержится сведений о субъекте проживания - городе Санкт-Петербург (л.д. 89-91), что не соответствует требованиям подпункта 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ.
В силу подп. "г" п. 6.4 ст. 38 указанного Федерального закона, подпункта "г" пункта 13 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 все подписи избирателей в подписном листе N 2 являются недействительными, подпись под N 5 в подписном листе N 1 также является недействительной.
В соответствии с подп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подп. "ж" п.4 ст. 28 Закона Санкт-Петербурга N 303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно протоколу проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты МС МО МО Морские ворота Панфилова А.А. от 18.07.2014 недействительными из 14 представленных подписей признаны 5, из которых: 2 признаны недействительными по причине несовпадения серии и номера паспорта с серией и номером паспорта, указанным в регистре избирателей, 1 - по причине несоответствия адреса избирателя с адресом, указанным в регистре избирателей, 2 подписи - по причине отсутствия избирателей в Регистре избирателей, при этом какие конкретно подписи признаны недействительными в протоколе не указано.
Учитывая, что согласно п. 6 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ и п. 4 ст. 25 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, информация о месте жительства избирателя, включенная в подписной лист, должна позволять однозначно установить, что этот избиратель обладает соответствующим правом.
Отсутствие в подписных листах данных о месте жительства избирателей с указанием субъекта РФ и населенного пункта (которые применительно к Санкт-Петербургу совпадают) образовало нарушение, предусмотренное подпунктом "г" пункта 13 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 и влекущее недействительность подписей, содержащихся в этих листах, независимо от обоснованности выводов избирательной комиссии о наличии иных нарушений при оформлении и заполнении подписных листов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что для регистрации кандидата было необходимо 10 подписей избирателей, то при признании из 14 представленных подписей 5 - недействительными, необходимый минимум не соблюден.
Вывод суда первой инстанции о том, что регистрация Панфилова А.А. кандидатом в депутаты Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Морские ворота пятого созыва по избирательному округу N 89 является незаконной, а решение избирательной комиссии от 18.07.2014 N 8-7, как принятое с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подлежит отмене, является законны и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Панфилова А.А. - подлежащими отклонению.
Доводы об отсутствии нарушений прав заявителя Тимофеева Р.М. решением ИКМО о регистрации в качестве кандидата в депутаты Панфилова А.А., о наличии оснований для прекращения производства по делу, так как права регистрацией в качестве кандидата не нарушены, обосновано отклонены судом первой инстанции.
Из положений части 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", положений части 3 статьи 259 ГПК Российской Федерации следует, что правом на оспаривание в судебном порядке решения избирательной комиссии о регистрации кандидата обладает только кандидат, зарегистрированный потому же избирательному округу, соответствующая избирательная комиссия или избирательное объединение.
Таким образом, право Тимофеева P.M. на обжалование решения избирательной комиссии о регистрации иного кандидата в депутаты по тому же избирательному округу прямо предусмотрено законом.
Незаконная регистрация кандидата на выборах ведет к нарушению гарантий равенства избирательных прав и равенства статусов зарегистрированных кандидатов, что предусмотрено ст.ст. 5, 39 Федерального закона N 67-ФЗ, а также нарушает пассивное право заявителя быть избранным в орган местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Панфилова А.А, Тимофеева P.M. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.