Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 01 октября 2014 г. по делу N 33А-2587/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Давыдова Д.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Генерального консула Российской Федерации в "адрес" на решение 5 гарнизонного военного суда от 9 июля 2014 г., которым удовлетворено заявление "данные изъяты" Кочаряна Ашота Серёжаевича об оспаривании действий названного должностного лица, связанных с отказом в оформлении паспорта гражданина Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Кочарян, проходивший военную службу в Вооруженных Силах СССР в составе N укрепленного района N гвардейской армии, дислоцированного на территории "адрес", уволен с военной службы.
В ДД.ММ.ГГГГ Кочарян обратился в Генеральное консульство Российской Федерации в "адрес" с заявлением об удостоверении его принадлежности к гражданству России в порядке его признания и документировании его российским заграничным паспортом, однако в этом ему было отказано.
Данный отказ Генерального консула РФ в "адрес" (далее - Генеральный консул), оформленный уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N N, Кочарян оспорил в судебном порядке и просил обязать названное должностное лицо оформить ему паспорт гражданина Российской Федерации.
Решением гарнизонного военного суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Генеральный консул просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Ссылаясь на позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П, он утверждает, что оснований для признания Кочаряна гражданином Российской Федерации не имеется. По мнению автора жалобы, судом не учтено, что в ДД.ММ.ГГГГ Кочарян уволился с военной службы с целью продолжить ее прохождение в Вооруженных Силах Республики "адрес", а также то, что, имея гражданство Республики "адрес" и постоянно проживая на территории данного государства, Кочарян обратился за подтверждением гражданства Российской Федерации лишь спустя "данные изъяты" после увольнения из Вооруженных Сил СССР.
Рассмотрев материалы дела и оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что прохождение военной службы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, является достаточным условием для признания за военнослужащими гражданства Российской Федерации.
Однако с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" вступил в законную силу 6 февраля 1992 г., когда Кочарян на территории Российской Федерации не проживал.
Постановлением Верховного Совета РФ от 17 июня 1993 г. N 5206/1-1 действие ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" распространено на военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.
Таким образом, распространяя на данную категорию военнослужащих возможность признания их гражданами Российской Федерации, названное постановление Верховного Совета РФ предусматривало не только прохождение такими военнослужащими военной службы в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, по состоянию на 6 февраля 1992 г., но и продолжение этой службы в дальнейшем, а также прибытие для прохождения этой службы на территории Российской Федерации после вступления Закона в силу.
Из материалов дела видно, что Кочарян военную службу после вступления Закона в силу не продолжил, а уволился, оставшись проживать на территории иностранного государства - "адрес". Кроме того, в дальнейшем Кочарян действий к возврату в Российскую Федерацию не произвел и, свободно реализуя право на выбор гражданства, приобрел гражданство иного государства - "адрес".
Поскольку заявитель не сохранил устойчивой правовой связи с вновь образованным государством - Российской Федерацией, у Генерального консула не имелось оснований для документирования его паспортом Российской Федерации.
Неправильное применение норм материального права повлекло принятие судом незаконного решения. В связи с этим решение суда подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявления.
Впрочем, данный вывод судебной коллегии не препятствует реализации заявителем права на приобретение гражданства в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Руководствуясь ст. 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 5 гарнизонного военного суда от 9 июля 2014 г. по заявлению Кочаряна Ашота Серёжаевича в связи с неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Кочаряна Ашота Серёжаевича отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.