Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 24 сентября 2014 г. по делу N 33А-2582/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Василенко И.И.,
судей: Санникова А.Б. и Цыбульника В.Е.,
при секретаре Ирининой Д.З.,
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 18 июля 2014 г., которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Шапкарина Алексея Михайловича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и руководителя Единого расчётного центра Министерства обороны Российской Федерации (далее - единый расчетный центр), связанных с порядком выплаты заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Шапкарин проходит военную службу в должности начальника отделения средств наведения командно-технического узла (пункта наведения) войсковой части N. В его подчинении находится личный состав, однако надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности (за руководство подразделением) с ДД.ММ.ГГГГ ему не выплачивалась.
Шапкарин обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны Российской Федерации внести изменения в свой приказ от ДД.ММ.ГГГГ. N N об установлении ему надбавки за особые условия военной службы (за руководство подразделением) в размере 20 процентов должностного оклада за указанный период, а руководителя единого расчётного центра - произвести указанную выплату.
Решением суда заявление удовлетворено частично.
Суд обязал Министра обороны Российской Федерации издать приказ об установлении Шапкарину за период с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности (за руководство подразделением).
В удовлетворении требования о возложении на руководителя единого расчётного центра обязанности произвести заявителю указанные выплаты судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Автор жалобы полагает, что правовые основания для выплаты надбавки отсутствовали, поскольку утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N N перечень воинских должностей командиров (начальников) воинских подразделений и воинских частей, при замещении которых военнослужащим выплачивается надбавка за руководство подразделением, утратил силу ДД.ММ.ГГГГ Согласно указанию Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N выплата спорной надбавки в соответствии новым перечнем должностей производится с ДД.ММ.ГГГГ
В жалобе содержится ссылка на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", о том, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого должностным лицом решения в случае, когда его принятие или непринятие относится к его усмотрению.
Также автор жалобы считает, что заявителем пропущен установленный ст. 256 ГПК Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100% оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Подпунктом "г" п. 3, пунктами 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073, установлено, что надбавка выплачивается в размере до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, который установлен в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Размер надбавки определяется по каждому из оснований в пределах, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании настоящих Правил.
На основании подп. "д" п. N "данные изъяты", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20 процентов оклада по воинской должности выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Названные правовые нормы свидетельствуют о необходимости производства выплаты военнослужащим указанной надбавки при исполнении ими должностных обязанностей, связанных с фактическим руководством подразделением.
Согласно справке командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ. N N в указанный период в подчинении Шапкарина находилось N военнослужащих и N лицо гражданского персонала, для которых заявитель являлся непосредственным начальником и отвечал за их обучение, воспитание и исполнение служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что право заявителя на получение указанной надбавки нарушено и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Довод автора жалобы о невозможности установления заявителю спорной надбавки в связи с отсутствием занимаемой им должности в новом перечне воинских должностей, установленном указанием Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N N, является несостоятельным, поскольку правовые основания для установления военнослужащим денежной надбавки за особые условия военной службы определены в вышеупомянутых Федеральном законе и постановлении Правительства Российской Федерации, которые не содержат требований об установлении в Вооружённых Силах Российской Федерации какого-либо перечня воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделением.
Что же касается утверждения о том, что суд не вправе оценивать целесообразность принятого Министром обороны Российской Федерации решения, то оно основано на неправильном толковании правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В данном случае спорное правоотношение, являющееся предметом судебного разбирательства по делу, возникло не вследствие принятого воинским должностным лицом решения в пределах предоставленных ему полномочий, а в результате того, что им не исполнено вышеназванное постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 и не предприняты своевременные меры по выплате оспариваемой надбавки.
Ошибочным является мнение о пропуске заявителем предусмотренного ст. 256 ГПК Российской Федерации срока обращения в суд с заявлением, поскольку выплата Шапкарину оспариваемой надбавки на день рассмотрения дела судом не возобновлена и нарушение его прав носит длящийся характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Астраханского гарнизонного военного суда от 18 июля 2014 г. по заявлению Шапкарина Алексея Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.