Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 17 сентября 2014 г. по делу N 33А-2377/2014
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И.,
судей:
Санникова А.Б.,
Цыбульника В.Е.,
при секретаре Простове К.И.
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 6 июня 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления "данные изъяты" Андреева Андрея Владимировича об оспаривании действий командующего "адрес" флотом и командира войсковой части N, связанных с порядком увольнения заявителя с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б., объяснения заявителя в обоснование доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры "адрес" военного округа "данные изъяты" Орлова М.И., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреев, имеющий общую продолжительность военной службы более N лет и обеспеченный по месту прохождения военной службы "данные изъяты" квартирой, с ДД.ММ.ГГГГ г. состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения месту постоянного жительства в г. "адрес".
Приказом командующего "адрес" флотом ДД.ММ.ГГГГ. N N Андреев уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ г. N N исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ г.
Полагая незаконным увольнение без предоставления постоянного жилого помещения в избранном после увольнения месте постоянного жительства, Андреев обратился в суд с заявлением, в котором просил названные приказы отменить.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Андреев просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить его заявление.
В обоснование заявитель указывает, что поскольку с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время он состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства в г. "адрес", то на момент увольнения он не мог быть без его согласия уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания.
Заявитель обращает внимание на приобретение его супругой гражданства Российской Федерации и непринятие территориальным отделением Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" в г. "адрес" решения о признании ее нуждающейся в жилом помещении.
Автор жалобы считает, что не обеспечен в г. "адрес" жилым помещением по жилищным нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, поскольку учетная норма, установленная постановлением исполкома "адрес" городского совета народных депутатов и Президиума "адрес" областного совета профессиональных союзов " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ г., не должна применяться, так как она принята при существовании "адрес" и противоречит Жилищному кодексу "адрес", где норма жилой площади установлена в размере N кв.м. При этом в условиях переходного периода на территории "адрес" руководство г. "адрес" не приняло нормативного акта по данному вопросу. Поэтому необходимо применять норму общей площади жилья, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N в размере N кв.м. на человека.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 14 ст. 15 названного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, в том числе и служебным жилым помещением, а затем в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства.
Такие военнослужащие, после их признания нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона, поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы.
Таким образом, приведенная норма Закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин считается необеспеченным жилым помещением при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что нормативные правовые акты "адрес" и города "адрес", "адрес" и города с особым статусом "адрес" действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода (то есть до 1 января 2015 г.) или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии с постановлением исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов и Президиума Крымского областного совета профессиональных союзов "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в г. Севастополе" от 24 декабря 1984 г. N 21/893 учетная норма площади жилого помещения в г. Севастополе составляет 5 кв.м. жилой площади на 1 человека.
Как видно из материалов дела, Андреев в ДД.ММ.ГГГГ г. от Министерства обороны Российской Федерации был обеспечен для постоянного проживания "данные изъяты" квартирой по адресу: "адрес", жилой площадью N кв.м., что более учетной нормы.
Ссылка Андреева на установленную постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. N N норму федерального стандарта социальной нормы общей площади жилья в размере N кв.м. на человека является несостоятельной, поскольку для признания лиц нуждающимся в жилых помещениях применяется учетная норма жилой площади, установленная по месту их жительства органами местного самоуправления, а не норма предоставления жилья.
Довод жалобы о том, что учетная норма, установленная постановлением исполкома "адрес" городского совета народных депутатов и Президиума "адрес" областного совета профессиональных союзов " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N не должна применяться является необоснованным и не основанным на нормах действующего законодательства.
Поскольку Андреев, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, по месту военной службы обеспечен жилым помещением по установленным нормам, судебная коллегия считает, что препятствий для его увольнения с военной службы не имеется.
Это полностью согласуется с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в вступившем в законную силу решении от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30.
Вопрос о признании жены заявителя нуждающейся в жилом помещении предметом рассмотрения данного гражданского дела не являлся.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является верным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новороссийского гарнизонного венного суда от 6 июня 2014 г. по заявлению Андреева Андрея Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.