Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Блиновской Е.О.,
судей Старцевой Е.А., Начарова Д.В.,
при секретаре Чичинове Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению (ФИО)1 об оспаривании отказа департамента градостроительства и архитектуры администрации (адрес) в выдаче разрешения на строительство,
по апелляционной жалобе (ФИО)1 на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи (ФИО)8, объяснения представителя истца (ФИО)4, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя департамента градостроительства и архитектуры администрации (адрес), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента градостроительства и архитектуры администрации (адрес) (далее - департамент) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: (адрес), понуждении выдать разрешение на строительство.
Требования мотивированы тем, что он является собственником земельного участка, площадью 910 кв.м. и расположенного на нем жилого (адрес) в (адрес). В выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке департаментом отказано по мотивам несоответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка, а также в связи с нахождением участка в зоне строительства многоквартирных жилых домов, в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Считает отказ незаконным, нарушающим его права, как собственника земельного участка.
Дело рассмотрено в отсутствии (ФИО)1, с участием его представителя (ФИО)5, настаивавшего на заявленных требованиях.
Представитель департамента (ФИО)6 заявленные требования не признала, сочла отказ в выдаче разрешения на строительство законным и обоснованным.
Судом постановлено указанное выше решение, которое (ФИО)1 просит отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указал, что предполагаемое строительство многоквартирных домов не препятствует в последующем решению вопроса о выкупе земельного участка для муниципальных нужд в порядке статей 279-282 ГК РФ. Возведение кирпичного дома, вместо старого брусчатого, необходимо в связи с физическим старением дома, находящегося в пользовании более 49 лет, комфортное проживание в котором невозможно. Разрешенный вид использования земельного участка при возведении нового дома не изменится. Департаментом не представлено доказательств несоответствия местоположения ранее построенного и возведение планируемого дома требованиям СП 30-102-99, а также СНиП 2.07.01-89. Кроме того, возведение кирпичного дома не нарушает норм градостроительного и земельного законодательства; денежных средств в муниципальном бюджете на застройку планируемой общественно-деловой зоны не предусмотрено и в ближайшее время не предполагается; аукционы по привлечению застройщиков объектов торгового назначения на данной территории не проводились.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив их, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции земельный участок, расположенный в (адрес), категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания усадебного жилого дома, площадью 910 кв. м., принадлежит (ФИО)1 на праве собственности с 2003 года.
Согласно ч. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил; а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
(ФИО)1 отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома по мотивам несоответствия предоставленных документов требованиям градостроительного плана, поскольку, согласно правилам землепользования и застройки (адрес), утвержденных решением Думы (адрес) (номер) от (дата), земельный участок находится зоне строительства многоквартирных жилых домов, в которой строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Согласно ч. ч. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительным регламентом является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используются в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абз. 2 п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов пользования земельных участков (абз. 2 п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В силу п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории (адрес), утвержденным решением Думы (адрес) (номер) от (дата) земельный участок с кадастровым номером (номер), находящийся в собственности заявителя, расположен в границах территории зоны среднеэтажной жилой застройки (ЖЗ 103), в пределах которой не предусмотрено строительство жилых домов ни в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков, ни в качестве вспомогательных видов использования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений прав (ФИО)1 Факт указания в кадастровом паспорте земельного участка назначения объекта ? жилая застройка усадебного типа, не свидетельствует об установлении для него одноименного градостроительного регламента.
Целевое назначение земельного участка и его разрешенное использование не ограничивают прав заявителя на использование земельного участка по назначению.
При таком положении оснований для отмены решения суда не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Приведенные в апелляционной жалобе доводы оснований для отмены оспариваемого решения, которое является законным и обоснованным, не содержат.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)1 без удовлетворения.
Председательствующий: (ФИО)9
Судьи: (ФИО)8
Начаров Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.