Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.
судей Вороной Н.Л., Степановой М.Г.
при секретаре Чайка Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению С к администрации г. Ханты-Мансийска о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда,
по апелляционной жалобе С на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения истца С, его представителя М1, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен. Его семья признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истец С, его представитель М1 иск поддержали, указав, что ранее не знал о наличии права на льготы.
Представитель ответчика администрации (адрес) Ф суду пояснила, что на момент принятия ФЗ от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истцу исполнилось 25 лет, до достижения им возраста 18 лет С не был выявлен в (адрес).
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства администрации г.Ханты-Мансийска И иск не признала, поддержала позицию представителя администрации г.Ханты-Мансийска.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец С просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на доводы, изложенные в иске, в судебном заседании, п.8 ст.8 Закона N159-ФЗ. Считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилого фонда.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, представителя Управления опеки и попечительства администрации г.Ханты-Мансийска, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, С, (дата) года рождения, являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; жильем не обеспечен; состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 2008 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что к моменту вступления в действие Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" С достиг возраста 25 лет и не относится к лицам указанной в нем категории.
Доводы истца о том, что он не может быть лишен гарантированного права на предоставление жилого помещения, несмотря на возраст, основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорному правоотношению.
Пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР, действующего до 1 марта 2005 года, было предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 1 января 2013 года пункте 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
С 1 января 2013 года предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.109.1 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (в редакциях, действовавших до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
По достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доказательств, подтверждающих, что в период с 18 до 23 лет истец обращался в администрацию г. Ханты-Мансийска или другие органы, уполномоченные производить постановку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилищный учет, с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано; а также доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий к такому обращению, истцом не представлено (ст.56 ГПК РФ).
Поскольку истец свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда в силу закона мог быть отнесен к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал, то данное право после достижения им 23 лет сохранено быть не может.
Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении иска является правильным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела, не влекут отмену судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу С - без удовлетворения.
Председательствующий судья Дука Е.А.
Судьи: Вороная Н.Л.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.