Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.
судей Ковалёва А.А., Степановой М.Г.
при секретаре Чичинове Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению С к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
по апелляционной жалобе Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска на решение Нефтеюганского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования С к Департаменту жилищно - коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения муниципального специализированного жилого помещения и признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, удовлетворить.
Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда (номер) от (дата), заключенный между муниципальным учреждением "Служба единого заказчика", действующим от имени собственника жилого помещения администрации г.Нефтеюганска и С.
Признать за С1 членами его семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: (адрес), на условиях договора социального найма.
Взыскать с Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска в пользу С2 в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей".
Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителя истца Г, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ему на основании ордера N 106 от 09 апреля 2002 года в связи со службой в ОГПС-6, ПЧ-2, на состав семьи 4 человека было предоставлено жилое помещение по адресу: (адрес). (дата) с истцом заключен договор найма служебного жилого помещения, который был перезаключен (дата). До настоящего времени истец со своей семьей проживает в данной квартире. Считает, что в настоящем случае имеют место правоотношения, сложившиеся на условиях договора социального найма, поскольку отсутствуют сведения о том, что спорная квартира имеет статус служебного помещения. Кроме того, при передаче квартиры в (дата) в муниципальную собственность оно утратило статус служебного.
Дело рассмотрено в отсутствие истца С Его представитель Г в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика и третьего лица администрации г.Нефтеюганска Ш иск не признала, считает, что к спорным правоотношениям ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) не применима.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска Ш просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, нарушение норм материального права. Указывает, что дом, в котором расположена спорная квартира, был отнесен к разряду служебных в период его принадлежности к государственной собственности решениями исполкома в 1976 и 1988 годах. Спорное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности на основании постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N3020-1. Распоряжением главы города от 29 мая 1998 года жилое помещение признано служебным, предоставлено истцу по ордеру, выданному в 2002 году. Статуса общежития квартира не имела, и не являлась ведомственным жилищным фондом учреждения 2-ПЧ 6-ОГПС, от названного учреждения в муниципальную собственность не передавалось, соответственно, ст. 7 Вводного закона в данном случае не применима.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), обсудив их, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, спор возник о наличии оснований для признания за истцом права пользования спорным жилым помещением, расположенным по адресу: (адрес), предоставленным семье С в связи со службой в ОГПС-6 ПЧ-2 на основании ордера N 106 от 09 апреля 2002 года на служебное жилое помещение.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что право муниципальной собственности на спорное жилое помещение возникло на основании постановления Верховного Совета РФ от (дата) (номер) в силу прямого указания закона.
Фактически спорное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности в (дата) году (распоряжение N1216 от (дата)), то есть после его предоставления истцу на условиях служебного найма.
До передачи в муниципальную собственность дом использовался в качестве общежития ОГПС-6, о чем свидетельствует решение исполнительного комитета Нефтеюганского городского Совета депутатов трудящихся N9/9 от 15 января 1976 года.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно статье 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.).
В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтеюганского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска - без удовлетворения.
Председательствующий судья Дука Е.А.
Судьи: Ковалёв А.А.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.