Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Ковалёва А.А.,
судей: Максименко И.В., Гудожникова Д.Н.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомяковой Н.Н. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о возложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности периодов работы и назначить досрочную трудовую пенсию,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 июня 2014 года, которым постановлено:
"удовлетворить иск Хомяковой Н.Н. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о включении в специальный стаж периодов работы и досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры включить в специальный стаж Хомяковой Н.Н., дающий право на досрочное назначении пенсии по старости, в льготном исчислении как год и девять месяцев за год работы, период работы с (дата) по (дата) в качестве медицинской сестры хирургического отделения в МУ "Белозерская центральная районная больница", а также в льготном исчислении как год и 3 месяца за год работы, периоды: с (дата) по (дата) в качестве палатной медсестры инфекционного отделения и с (дата) по (дата) в качестве медицинской сестры процедурной поликлиники в МУ "Белозерская центральная районная больница".
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сургуте (адрес)-Югры назначить Хомяковой Н.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с (дата) года.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Хомяковой Н.Н. сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей".
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., пояснения представителя ответчика Панфиловой С.В., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хомякова Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее УПФ) о возложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении как 1 год и 9 месяцев период работы с (дата) по (дата) медицинской сестрой хирургического отделения в МУ "Белозерская центральная районная больница" (далее МУ "БЦРБ"), как 1 год и 3 месяца периоды работы с 04 по (дата) палатной медсестрой инфекционного отделения, с (дата) по (дата) медицинской сестрой процедурной поликлиники в МУ "БЦРБ" и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с (дата).
Требования мотивированы тем, что (дата) Хомякова Н.Н. обратилась в УПФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, однако в удовлетворении заявления было отказано с указанием на отсутствие необходимого стажа лечебной деятельности. При этом ответчиком в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении не были включены спорные периоды работы на том основании, что отсутствуют документы, подтверждающие наличие стационара, нахождения организации в сельской местности и имеются расхождения в справке, от (дата) и в сведениях в выписке из индивидуального лицевого счета. Считает отказ незаконным, поскольку факт работы в спорные периоды в учреждении, находящимся в сельской местности и льготный характер работы подтверждается представленными документами.
В судебное заседание истец Хомякова Н.Н., ответчик УПФ не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Дробязко М.В. на удовлетворении требований Хомяковой Н.Н. настаивала по основаниям указанным в иске.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик УПФ просит решение отменить и принять по делу новое решение, указывая на то, что оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не имеется, поскольку, в выписке из лицевого счета Хомяковой Н.Н. сведения отражены "работой в сельской местности", однако отсутствуют документы, подтверждающие нахождение учреждения в сельской местности. Кроме того, в основании выдачи справки от 04.06.2013г. N231/06, выданной ГБУ "БЦРБ", отсутствуют документы, подтверждающие наличие стационара, участие в проведении операций, в связи, с чем УПФ запрошена проверка факта льготной работы, однако документы, подтверждающие льготный характер работы истицы, не поступили. Кроме того, судом незаконно в льготный стаж включены периоды нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком с (дата)
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Хомякова Н.Н. не явилась, извещена надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося истца.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для частичной отмены и изменения в апелляционном порядке решения суда.
Разрешая заявленные требования о включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, районный суд правомерно руководствовался подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее N173-ФЗ). В соответствии с указанными нормами трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 (далее Правила N1066) периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в выслугу лет в соответствии со Списком от 06 сентября 1991 года N464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 Постановления N781 от 29 октября 2002 года
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что периоды работы Хомяковой Н.Н. в должности медицинской сестры хирургического отделения, палатной медсестры и медицинской сестры процедурной поликлиники МУ "БЦРБ" подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении.
Согласно пункту 3 статьи 28 Закона N173-ФЗ Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона N173-ФЗ, Правила исчисления периодов работы для назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона N173-ФЗ (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона N173-ФЗ (Правила 2002 года).
В силу пункта 5 Правил 2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Таким образом, Правила 2002 года предусматривают возможность применения двух льготных порядков исчисления стажа одновременно, сложение которых влечет исчисление года работы за год и 9 месяцев только при определении смешанном стаже, то есть при работе, как в городах, так и в сельской местности и поселках городского типа. Поскольку работа истицы протекала только в сельской местности суммирование двух льготных порядков исчисления стажа по указанным Правилам произведено быть не может.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавших до вступления в силу Закона N173-ФЗ.
Аналогичный смысл имеет статья 30 Закона N173-ФЗ, предполагающая возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, действовавший до дня вступления в силу Закона N173-ФЗ.
До вступления в силу Закона N173-ФЗ и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначений досрочной трудовой пенсии по старости регулировались статьей 81 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами N 1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 и Правилами 1999 года была предусмотрена возможность исчисления периодов работы в определенных структурных подразделениях и должностях, исходя из расчета год работы за год и 6 месяцев, а также периодов работы в сельской местности из расчета год работы за год и 3 месяца. При этом, согласно Правилам 1999 года, льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников в сельской местности применялось, как и в соответствии с Правилами 2002 года, только при смешанном стаже, то есть при работе, как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа).
Пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 такого ограничения не содержал, в связи с чем периоды работы в сельской местности подлежали льготному исчислению и при отсутствии смешанного стажа, то есть только при работе в сельской местности.
Указанное Постановление не содержало и запрета для одновременного применения двух льготных порядков исчисления стажа при работе медицинского работника в сельской местности и в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа, при исчислении стажа работы в сельской местности.
Принимая во внимания положения статей 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано и, учитывая, что Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464 не запрещало или иным образом не исключало возможность одновременного применения двух льготных порядков исчисления стажа в отношении лиц, имеющих право на исчисление периодов работы в сельской местности из расчета год работы за год и 3 месяца и исчисление периодов работы в учреждениях и должностях по Перечню из расчета год работы за год и 6 месяцев, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные периоды работы истицы в должности медицинской сестры хирургического отделения, палатной и медицинской сестры процедурной поликлиники МУ "БЦРБ", расположенных в сельской местности, подлежат льготному исчислению с применением обоих льготных порядков из расчета год работы за год и 9 месяцев и год и 3 месяца.
Такой вывод соответствует и общему принципу правового регулирования в области пенсионного обеспечения, согласно которому российское законодательство направлено на предоставление льгот работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Изучив доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного акта в части включения в специальный стаж работы Хомяковой Н.Н. периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и проверив материалы дела в этой части, судебной коллегией установлено, что истец, осуществляя трудовую деятельность, находилась в отпуске по уходу за ребенком: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с 22 по (дата), с 09 апреля по (дата), с 15 февраля по (дата).
Ответчиком для льготного назначения Хомяковой Н.Н. пенсии учтено лишь время ее нахождения в таком отпуске до (дата). Данные действия ответчиком мотивированы тем, что с этой даты вступил в силу Закон Российской Федерации от (дата) (номер) (далее Закон N3543-1), которым были внесены изменения в статью 167 Кодекса законов о труде РСФСР (далее КЗоТ), исключившие возможность зачета данного периода работы в стаж для назначения пенсии на льготных основаниях.
Действительно, до принятия Закона (номер) статья 167 КЗоТ предусматривала возможность включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения льготной пенсии. С введением в действие данного Закона N3543-1, с (дата), статья 167 КЗоТ была изложена в новой редакции, и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Аналогичная норма, исключающая возможность зачета отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж, содержится в статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации (вступившим в законную силу с (дата) и действующим по настоящее время).
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в специальный стаж по специальности для льготного назначения пенсии до (дата).
Вместе с тем, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, исходя из толкования вышеприведенных норм и анализа времени их действия в соответствующих редакциях, судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж работы Хомяковой Н.Н. периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком в 1995-2002 годах.
Поскольку право на данные отпуска у Хомяковой Н.Н. возникло и было реализовано ею уже после исключения законодателем возможности включения таких отпусков в льготный стаж (то есть после (дата)), следовательно, оснований для их отнесения к периодам работы, дающим право на льготное назначение пенсии, не имеется.
В этой связи, решение суда в части обязания УПФ включить в специальный стаж Хомяковой Н.Н. времени ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с 22 по (дата), с 09 апреля по (дата), с 15 февраля по (дата), подлежит изменению, в связи с их исключением их подлежащих зачету периодов работы.
Поскольку с учетом подлежащих включению на основании решения суда первой инстанции в специальный стаж Хомяковой Н.Н. периодов работы специальный стаж истца составит в совокупности 22 года 16 дней, вместо положенных 25 лет, то в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N173-ФЗ, у истца отсутствует право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением, то есть с (дата).
Учитывая изложенное, решение суда в части обязания УПФ назначить Хомяковой Н.Н. пенсию с (дата) подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в этой части требований.
Принимая во внимание, что решение суда в части отменено с вынесением в этой части нового решения, то в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит изменению решение суда в части взысканных с ответчика в пользу Хомяковой Н.Н. судебных расходов на 200 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата) в части обязывания Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры назначить Хомяковой Н.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с (дата) отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым Хомяковой Н.Н. в удовлетворении требования о возложении на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры назначить досрочную трудовую пенсию по старости с (дата) отказать.
Решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата) в части удовлетворения требований о возложении обязанности включить в стаж лечебной деятельности периодов работы и взыскания судебных расходов изменить, указав:
Возложить на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обязанность о включении в стаж лечебной деятельности, дающий право на для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ от (дата) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Хомяковой .Н.Н, в льготном исчислении как год и девять месяцев за год работы, периоды работы с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с 31 марта по (дата), с (дата) по (дата) медицинской сестры хирургического отделения в МУ "Белозерская центральная районная больница"; в льготном исчислении как год и 3 месяца за год работы, периоды работы: с 04 по (дата) палатной медсестрой инфекционного отделения Муниципального учреждения "Белозерская центральная районная больница", с (дата) по (дата) медицинской сестрой процедурной поликлиники в Муниципальном учреждении "Белозерская центральная районная больница".
Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Хомяковой Н.Н. судебные расходы в сумме 200 рублей.
Председательствующий Ковалёв А.А.
Судьи: Максименко И.В.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.