Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Атрошкиной В.Т., Реутовой Ю.В.
при секретаре Васильевой В.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Салехарда П. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 сентября 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Салехард, выразившееся в неуведомлении С. об изменении условий реализации жилищной программы "Сотрудничество".
Обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО восстановить С. в окружном Списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", с момента подачи заявления.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения представителя администрации города Салехарда П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Д. судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора города Салехарда, действуя в интересах С., обратился в суд с иском к департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО (далее - департамент) и администрации города Салехарда о признании незаконным бездействия, выразившегося в неуведомлении С. как участника программы "Сотрудничество", о необходимости ежегодного предоставления заявления о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество". Просил обязать департамент восстановить истицу в окружном списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", исходя из даты постановки на учет.
В обосновании иска указал, что С. с ДД.ММ.ГГГГ включена в список участников программы "Сотрудничество". На основании приказа департамента от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списков участников программы в период заявочной кампании 2013 года на основании п.п. "ж" п.2.10 Положения о реализации программы "Сотрудничество", поскольку не предоставила в 2013 году заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Полагал исключение из списка участников программы незаконным, поскольку орган местного самоуправления не уведомил С. о необходимости ежегодного предоставления такого заявления, тогда как такая обязанность предусмотрена Положением.
В судебном заседании помощник прокурора города Салехарда Т., истица С. на иске настаивали.
Представитель департамента Ч., а также представитель администрации города Салехарда П. против иска возражали.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше. В апелляционной жалобе представитель администрации города Салехарда просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска, полагая, что вывод суда первой инстанции об обязанности органа местного самоуправления уведомлять граждан о проведении заявочной компании основан на неправильном толковании норм регионального законодательства.
С., представитель департамента, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не предоставили, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в их отсутствие на основании статьи 327 ГПК РФ.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку решение суда в части возложения на департамент обязанности восстановить С. в окружном Списке граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", с момента подачи заявления не оспаривается, то проверке в апелляционном порядке не подлежит.
Из материалов дела следует, что С. с 26 февраля 1993 года состояла в списках очередности граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
На основании приказа департамента строительства и жилищной политики ЯНАО N35-ОД от 13 февраля 2014 года истица исключена из списков программы на основании п.п. "ж" п.2.10 Положения о реализации программы "Сотрудничество", поскольку не предоставила 2013 году заявление о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Удовлетворяя иск, суд правильно исходил из того, что право граждан на получение жилищных субсидий, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, предусмотрено Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ст. 1).
В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области, в рамках областной целевой программы, постановлением Правительства ЯНАО от 27 июня 2011 года N 437-П утверждено Положение о реализации мероприятий программы "Сотрудничество" по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в населенные пункты юга Тюменской области (далее - Положение).
В соответствии с п. 2.12 Положения граждане, состоящие в окружном списке, ежегодно, с 01 января по 01 июля представляют в органы местного самоуправления заявление по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению.
Согласно п.п. "ж" п.2.10 Положения граждане подлежат исключению из списка в случаенепредставление заявления, указанного в пункте 2.12 настоящего Положения.
При этом в утвержденной Положением форме заявления согласно приложению N6, в его примечании, дословно указано: "обращаю Ваше внимание, что данное заявление Вам необходимо представлять ежегодно с 01 января по 01 июля в органы местного самоуправления. Непредставление указанного заявления является основанием для исключения из окружного списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество".
Судом установлено, что в нарушение нормативного акта Ямало-Ненецкого автономного округа, истица не была извещена органом местного самоуправления о необходимости ежегодного предоставления заявления о включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в рамках программы "Сотрудничество", в результате чего она была исключена из списков участников программы.
Поскольку права истицы были нарушены по вине органа местного самоуправления, то они подлежали восстановлению способом, указанном в судебном решении.
Статьи 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в том числе в сфере предоставления дополнительных гарантий лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Из материалов дела следует, что новое правовое регулирование, согласно которому участники программы "Сотрудничество" ежегодно должны предоставлять заявление об участии в программе введено с 1 января 2013 года. До этого времени такой обязанности на граждан не возлагалось.
При этом судебная коллегия учитывает, что если органом государственной власти устанавливаются новые правила в сфере длящихся правоотношений по предоставлению дополнительных льгот и компенсаций с установлением норм, направленных на прекращение таких правоотношений (исключение из списков участников программы по предоставлению социальной выплаты), то участники программы, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, должны быть надлежащим образом уведомлены о возникших изменениях.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 3 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья суда ЯНАО И.В.Наумов
Ведущий специалист Н.Н.Копейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.